На рассмотрение в Государственную Думу 7 апреля 2010 года был внесен Законопроект № 355404-5 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О ломбардах" /далее - Законопроект/.
Согласно пояснительной записке к Законопроекту сложившаяся практика деятельности финансовых организаций - ломбардов свидетельствует о необходимости предъ явления дополнительных требований, как к самим ломбардам, так и к их деятельности, которые обеспечивали бы присутствие в данном сегменте финансового рынка исключительно законопослушных, добросовестных, финансово устойчивых и социально ответственных организаций.
Положения Законопроекта содержат требования к минимальному размеру уставного капитала ломбарда, который в случае принятия Законопроекта должен будет составлять не менее 50 млн. рублей.
Однако размер уставного капитала организации не является индикатором ее финансовой устойчивости, поскольку отражает лишь объем собственных средств организации. При этом финансовую устойчивость в первую очередь характеризует соотношение объема обязательств организации к объему ее собственных средств. Анализ уставного капитала без учета обязательств организации позволяет сделать вывод лишь о размере такой организации.
Необходимо отметить, что уставный капитал более 90 % всех ломбардов составляет 10 тыс. рублей, а еж емесячный доход не превышает 400 тыс. рублей.
Кроме т! ого, пол ожения Законопроекта содержат требования к минимальной площади помещений, занимаемой ломбардом, которая должна составлять не менее 50 квадратных метров. При этом обоснование необходимости введения данного требования в пояснительной записке к Законопроекту отсутствует.
Вместе с тем, согласно информации, поступающей в ФАС России от участников рынка, для осуществления хозяйственной деятельности ломбардам достаточно 10 квадратных метров.
Таким образом, по мнению ФАС России, принятие Законопроекта в предложенной редакции создаст необоснованные препятствия для доступа ломбардов на рынок, а также приведет к прекращению деятельности значительного числа ломбардов и, как следствие, сделает недоступным для граждан получение краткосрочных займов, что противоречит задаче государства по развитию институтов микрофинансирования и поддержке малого предпринимательства.
Учитывая изложенное, ФАС России направила в Государственную Думу и Совет Федерации письма с просьбой ис ключить из Законопроекта требования к минимальному размеру уставного капитала, а также требования к минимальному размеру площади, занимаемой ломбардом.