По мнению Росимущества повышение роли приватизации и использование приватизационных процедур как инструмента модернизации российской экономики может быть обеспечено при условии изменения подходов:
- к формированию прогнозного плана /программы/ приватизации федерального имущества;
- к проведению предпродажной подготовки приватизируемого имущества;
- к взаимодействию с потенциальными покупателями приватизируемого имущества.
В целях реализации стоящих перед государством задач должна быть продолжена работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации о приватизации, а также практики его применения по трем ключевым направлениям:
1. Расширение информационного сопровождения проводимых продаж.
2. Повышение инвестиционной привлекательности приватизируемых активов.
3. Совершенствование инструментария продаж в части структурирования и финансирования приватизационных сделок.
В части информационного сопровождения проводимых продаж:
Росимуществом создана система раскрытия информации о приватизируемом имуществе, не имеющая аналогов в истории российской приватизации не только по объему и составу раскрываемой информации, но и по обеспечению свободного публичного доступа к соответствующей информации для неограниченного круга лиц.
Так, в рамках информационного сопровождения продаж приватизируемого имущества в настоящее время осуществляется:
- размещение информации о приватизируемом имуществе в официальном бюллетене Росимущества "Государственное имущество" /печатная версия и электронная версия, размещенная на сайте Росимущества www.rosim.ru/;
- размещение дополнительной информации для потенциальных инвесторов на сайте Росимущества www.rosim.ru;
- размещение дополнительной информации для потенциальных инвесторов, а также сведений о финансово-хозяйственной деятельности приватизируемых обществ на сайте www.privatize.ru;
- проведение совещаний, "круглых столов", брифингов, направленных на привлечение внимания потенциальных инвесторов к приватизируемым активам.
Росимущество предлагает также в сфере информационного сопровождения продаж осуществлять следующие информационно-аналитические мероприятия:
- анализ рынка и поиск потенциальных инвесторов в отношении каждого приватизируемого общества;
- создание call-центра, в целях раскрытия информации о процедурах приватизации с возможностью получения потенциальными инвесторами пошаговых инструкций по процедурам приобретения приватизируемого имущества;
- направление в адрес потенциальных инвесторов адресных предложений о приобретении приватизируемого имущества;
- подготовка и распространение инвестиционных и информационных меморандумов о приватизируемых активах;
- публикация рекламной информации о приватизируемых активах в печатных и электронных СМИ;
- проведение road-show и презентаций в отношении бюджетообразующих объектов приватизации.
Выполнение указанных мероприятий должно осуществляться с привлечением независимых консультантов в области investor relations.
В части повышения инвестиционной привлекательности приватизируемых активов:
Росимуществом предлагается системно проводить управленческие мероприятия в приватизируемых обществах, направленные на:
- оптимизацию финансовой отчетности обществ;
- оформление и регистрацию прав обществ на принадлежащие им объекты недвижимого имущества, в том числе земельные участки.
В отношении приватизируемых обществ планируется системно проводить процедуры Due Diligence /подтверждение должного соответствия сведений о финансово-хозяйственной деятельности и имуществе общества/.
Целью соответствующей процедуры является получение релевантной информации, исчерпывающе характеризующей:
- состояние бухгалтерского учета и отчетности общества с точки зрения соблюдения требований действующего законодательства и достоверности отражения производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния общества;
- финансовое состояние общества, результаты его деятельности, в том числе в динамике;
- состояние имущественного комплекса общества, оформленных и в установленном порядке зарегистрированных прав, наличие каких-либо обременений имущества.
Одновременно планируется предоставлять потенциальным инвесторам возможность самостоятельно проводить due diligence проверки приватизируемых обществ.
Росимущество заинтересовано в получении информации от потенциальных инвесторов о любых препятствиях/сомнениях, возникающих при принятии решения об осуществлении инвестиций в приобретение и развитие приватизируемых активов. В случае необходимости Росимущество готово организовать взаимодействие потенциальных инвесторов с местными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения гарантированного развития актива в постприватизационный период, согласованного осуществления мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры актива /транспортной, энергетической и т.д./, на оптимизацию состава имущественного комплекса приватизируемого актива в части затрат на содержание и обслуживания объектов социально-культурного и коммунално-бтового назначения и т.д.
В части совершенствования инструментов структурирования и финансирования приватизационных сделок:
Росимуществом предлагается расширить предусмотренную законодательством возможность установления для покупателей приватизируемого имущества рассрочки платежа. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества/ предоставление рассрочки платежа может быть осуществлено только в случае продажи имущества без объявления цены. Вместе с тем, в условиях дефицита у потенциальных инвесторов средств, необходимых для финансирования сделок по приобретению приватизируемых активов, целесообразно распространить возможность представления рассрочки и на случаи продажи имущества иными способами.
Перспективной также представляется проработка с финансово-кредитными организациями вопроса кредитования потенциальных инвесторов под залог приобретаемых в процессе приватизации акций /долей в уставных капиталах/ хозяйствующих обществ и /или/ принадлежащего им имущества /как аналог сделок leveraged buy-out/.
В свою очередь, введение института "множественности продавцов" с целью привлечения инвестиционных банков и финансовых консультантов к организации и структурированию особо крупных и значимых приватизационных сделок позволит применять более гибкий подход к их планированию и проведению.
В рамках подготовки проекта программы приватизации федерального имущества на 2011 год предлагается:
представить для ознакомления потенциальных инвесторов в публичном доступе исчерпывающий перечень федерального имущества, целесообразность приватизации которого вызывает минимум сомнений.
Росимущество предлагает при подготовке проекта прогнозного плана /программы/ приватизации федерального имущества на 2011 год включить в проект все государственное имущество, которое может подлежать приватизации в среднесрочной перспективе /до 2013 года/, в том числе:
- все федеральные государственные унитарные предприятия, за исключением подлежащих ликвидации либо передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- все находящиеся в федеральной собственности акции /доли в уставных капиталах/ хозяйствующих обществ, за исключением подлежащих сохранению в федеральной собственности в соответствии с решениями Президента Российской Федерации;
- все объекты недвижимого имущества, составляющие казну Российской Федерации, за исключением:
объектов, используемых государственными органами и организациями;
объектов религиозного назначения;
объектов гражданской обороны;
объектов, гражданский оборот которых запрещен.
При этом необходимо пересмотреть процедуры формирования прогнозного плана /программы/ приватизации федерального имущества, установив в качестве основной задачи формирование и утверждение Правительством Российской Федерации исчерпывающего перечня федерального имущества, которое может быть предложено к передаче в частную собственность.
В целях формирования исчерпывающего перечня соответствующих активов необходимо максимально упростить соответствующие процедуры, в том числе по сбору и обработке правоустанавливающих документов на соответствующие активы, справок, обоснований возможности их продажи. Все соответствующие объекты должны быть включены в проект прогнозного плана и предложены потенциальным инвесторам, в том числе публично, с последующим оформлением в случае необходимости правоустанавливающих документов в процессе их подготовки к продаже.
В настоящее время Росимуществом ведется подготовка соответствующих перечней федерального имущества.