А.Клюев, отвечая на вопрос оппозиции в украинском парламенте о судьбе соглашений по "Нафтогазу Украины" /имеется ввиду объедение компании с российским "Газпромом" – прим ред/ и сотрудничеству в ядерной энергетике, сообщил, что во время визита Д.Медведева на Украину Киев и Москва подпишут лишь пять соглашений, включая договор о демаркации государственной границы и межбанковском сотрудничестве. Энергетические соглашения, по словам Клюева, "отрабатываются и не будут подписываться 17-18 мая".
По его словам, ни подписания соглашений по энергетике, ни других "экспромтов" не ожидается.
Он подчеркнул, что Кабмин Украины действует публично и готов по мере подготовки соглашений информировать о них. "Очень много спекуляций идет по различным вопросам отношений между Украиной и Россией", – посетовал первый вице-премьер.
Ранее министр иностранных дел Украины Константин Грищенко обещал, что в ходе визита Д.Медведева будет подписан ряд крайне важных документов. А украинский премьер-министр Николай Азаров объявил, что Украина и Россия планируют расширить сотрудничество в таких областях как энергетика, авиастроение, транспорт, судостроение и наука. Речь, в частности, идет о строительстве при помощи России двух новых атомных реакторов Хмельницкой АЭС. Москва ранее заявляла, что готова предоставить Украине на эти цели кредит в размере 5-6 млрд долл.
Кроме того, стало известно, в четверг, 12 мая, украинское Министерство топлива и энергетики и Минэнерго России подготовили проект нового межправительственного соглашения в сфере транзита нефти. Документ составлен по поручению глав правительств Украины и России, данному во время их апрельской встречи в Киеве.
Проект договора предусматривает, что российское правительство гарантирует транзит через территорию Украины 30 млн тонн нефти ежегодно на протяжении трех лет. Украина, в свою очередь, делает прогнозируемым рост тарифов на прокачку нефти, вводя специальную формулу, по которой этот тариф будет рассчитываться. Подписать соглашение планировалось 17-18 мая во время визита Д.Медведева в Киев, но стороны не успели утвердить все детали, поэтому документ будет подписан ближе к концу мая.
Российская сторона настаивает на внесении в договор "прозрачной" формулы образования тарифов. "Мы были очень удивлены резким, 30-проц ростом тарифов на прокачку нефти через территорию Украины с начала этого года. В результате транзит тонны нефти обходится в 1,63-1,65 евро за 100 километров. В Словакии прокачка тонны углеводородов стоит 1,50-1,55 евро за 100 километров", - посетовали в Минэнерго России.
До сих пор Украина настаивала также на внесении в соглашение пункта, оговаривающего применение принципа take or pay /бери или плати/ в обмен на отказ от использования нефтепроводной системы в реверсном режиме. Однако в проекте нового соглашения условие take or pay предусмотрено не будет, утверждает источник Минэнерго.
Как видим, проблематика вопросов транзита российской нефти через Украину более-менее понятна. А вот на какой стадии находится вопрос о возможном объединении "Газпрома" и "Нафтогаза" не ясно.
Напомним, что в конце апреля председатель правительства России Владимир Путин неожиданно предложил своему украинскому коллеге Н.Азарову создать единую компанию на базе "Газпрома" и "Нафтогаза" за счет обмена акциями между крупнейшей по капитализации компанией России и сильно уступающим ей по размерам украинским газовым монополистом. Киев пообещал подумать над "экспромтом" Москвы, а украинская оппозиция, возмущенная ранее заключенными соглашениями с Россией о продлении базирования в Крыму Черноморского Флота, восприняла предложение В.Путина как попытку новой власти передать России самые привлекательные предприятия страны.
Как сказал ПРАЙМ-ТАСС президент Российского газового союза Сергей Чижов, "действительно, никаких соглашений по энергетике во время визита Медведева в Киев подписывать не планировалось. Это будет сделано позже, причем в присутствии российского премьера". "Сейчас стороны подбираются к конкретике по вопросу возможного объединения "Газпрома" и "Нафтогаза", - добавил он.
В свою очередь, политолог Евгений Минченко сказал ПРАЙМ-ТАСС, что "сейчас Москвой и Киевом более–менее проработаны вопросы сотрудничества в атомной энергетике. Есть четкое понимание того, что нужно довести до конца проекты строительства новый атомных блоков на базе Хмельницкой АЭС. Сейчас решаются технические вопросы, в частности по тендеру на поставку оборудования на эту стройку. Напомню, что незадолго до президентских выборов на Украине /январь 2010 года – прим ред/ этот тендер был отменен. Сегодня предложения российской компании ТВЭЛ выглядят очень убедительно. Кроме того, речь также идет о создании СП по сборке на территории Украины энергоблоков для АЭС".
"Что касается соглашений в газовой сфере, то никто, ни в Киеве, ни в Москве в настоящий момент не понимает, что делать с идеей об объединении "Газпрома" и "Нафтогаза". Концептуально ничего не готово", - рассказывает Е.Минченко. По его словам, в Москве сейчас находится глава Минтопэнерго Украины, и он проводит переговоры с предправления "Газпрома" Алексеем Миллером.
"Зачем Путин пробросил идею о создании единой компании на базе "Газпрома" и "Нафтогаза", - задается самым интригующим вопросом Е.Минченко. - Я думаю, что в этом поступке есть элемент имиджевой конкуренции Путина с Медведевым. Подчеркиваю, что ни о каком соперничестве между президентом и премьером речи не идет". "Путин уже не первый раз пытается перехватить у Медведева украинскую повестку. По крайней мере, я насчитал три экспромта Путина на тему отношений России и Украины. Первый раз это было накануне визита Медведева в Харьков /состоялся 21 апреля – прим ред/. Тогда появилось сообщение со ссылкой на правительство, Белый Дом, что Москва и Киев сумели договориться о новых ценах на российский газ для Украины, хотя к тому моменту никаких договоренностей по этому поводу достигнуто не было. Во второй раз, правительство объявило об объединении атомных активов двух стран. И, наконец, 30 апреля Путин заявил о возможности объединения "Газпрома" и "Нафтогаза", чем немало удивил всех наблюдателей. Но, как бы то ни было, этот вопрос по-прежнему всплывает всякий раз, когда речь идет о расширении сотрудничества Москвы и Киева в энергетике", - отмечает Е.Минченко.