Во-первых, фискальные власти своей целью ставят сокращение дефицита федерального бюджета. Добиваться цели планируется за счет удерживания номинальных расходов вблизи уровня запланированного на 2010 год, а доходная часть, предполагается, будет расти. Уже даже на 2010, скорее всего, ожидаемые доходы будут пересмотрены в сторону повышения, в ходе чего дефицит должен снизиться до 5.2-5.4%. Во-вторых, рост экономики уже в 2010 году прогнозируется на уровне 4% /против более ранней оценки 3.1%/ за счет курса на инновации, модернизацию и создание инвестиционных стимулов. В-третьих, ожидается "подавление" инфляции до 5-6% по итогам года.
Прежде всего представители властей в один голос признают нарастающую угрозу от увеличения дефицита государственного бюджета и, как следствие, потребность в эффективном расходовании и перераспределении бюджетных средств, в частности, посредством использования долгосрочных программ, которые преследуют довольно четкие цели и задачи. На фоне обострения проблем бюджета не только на центральном уровне, но и за счет возрастающей доли региональных дефицитов, Премьер В.В. Путин призвал к жесткой экономии расходов, подчеркнув неизбежность "ревизии имеющихся обязательств" и контроля над их целевым использованием. Глава правительства особо отметил, что на долю региональных бюджетов сейчас приходится 50% всех расходов /по итогам 2009 года расходы федерального бюджета без межбюджетных трансфертов составили RUB6.04 трлн., а расходы бюджетов субъектов РФ за вычетом межбюджетных трансфертов – RUB5.98 трлн./, таким образом, можно ожидать, что центр внимания сейчас сместится к вопросу мониторинга использования финподдержки в проблемных регионах.
В ответ на призыв Премьера о необходимости "выдержать намеченный график сокращения дефицита до 3 процентов ВВП в 2012 году, а затем и до нуля в 2015" А. Кудрин отметил целесообразность пересмотра заложенных в бюджете цен на нефть в сторону повышения и отметил, что считает необходимым стремиться обеспечить сбалансированность федерального бюджета при уровне цен около USD70 за баррель. При этом он отметил, что этого будет достаточно, чтобы дефицит бюджета сократился до 4% ВВП в 2011 году. Относительно 2010 года его прогнозы тоже довольно оптимистичны: 5.2-5.4% ВВП в 2010 против апрельской оценки в 6.8%.
Высказывания относительно экономии госрасходов и повышения эффективности использования бюджетных средств уже не раз фигурировали в официальных заявлениях властей. Однако единство Минфина и МЭР, а также четкие заявления Премьера на этот счет позволяют говорить о том, что решимости в этот раз гораздо больше, чем раньше. Более того, высокая доля социальных расходов и нестабильность рынков привлечения капитала в последнее время существенно снижают возможное пространство властей для маневра и создают дополнительные стимулы для поиска внутренних ресурсов. По словам А. Кудрина, даже необходимость покрытия большего, чем предполагалось ранее, дефицита пенсионного фонда в 2010 году не приведет к дефициту федерального бюджета более чем в 5.4%.
В целом мы настороженно относимся к заявлениям властей о сохранении расходов бюджета в рамках запланированных на 2010 год. Во-первых, исходя из истории, на протяжении всех последних лет расходы федерального бюджета возрастали в процессе его исполнения и уже после принятия всеми инстанциями закона на соответствующий период. Во-вторых, сохранение социальных расходов на том же уровне /из заявления Э. Набиуллиной/ и растущие нужды государства на модернизацию формируют дополнительные потребности в средствах уже в ближайшей перспективе, и едва ли повышение эффективности, которым еще только собираются серьезно заняться, даст эффект так быстро. В итоге, учитывая неплохие цены на сырье и некоторое улучшение экономической ситуации, риск увеличения расходов сохраняется.
Понимая, что избежать роста расходной части бюджета можно лишь в случае успешной реализации озвученных мер экономии, а рост доходной части плотно привязан к динамике цен на нефть /средний уровень которых порядка USD70 за баррель и выше по итогам 2010 никто не гарантирует/, власти стараются по возможности избежать досрочного расходования средств Резервного фонда и ФНБ. По словам А. Кудрина, похоже, что Резервный фонд может быть израсходован лишь в следующем году, поскольку в 2010 г. более высокие доходы позволят получить меньший дефицит бюджета. Создается впечатление, что власти всерьез обеспокоены сохранением средств фондов и, что наиболее важно, согласно словам В.В. Путина, собираются возобновить их накопление, как только это станет возможно. На наш взгляд, это наиболее разумное решение, учитывая, что риски ускорения роста расходов и недополучения запланированных доходов существенны не только в краткосрочной перспективе.
Среди других не менее важных аспектов, рассмотренных на заседании коллегий, остается проблема восстановления экономики, причем в этом вопросе власти довольно оптимистичны и ожидают роста ВВП в 2010 году на уровне 4% с возможным замедлением роста в последующие годы. По словам Э. Набиуллиной, прогноз МЭР предполагает, что за 2010-2013 годы прирост ВВП составит 16% в реальном выражении.
Прогноз МЭР выглядит довольно консервативно на фоне темпов роста, например, коллег по БРИК и некоторых развитых стран, однако свежие данные Росстата говорят, что по итогам I кв. ВВП вырос лишь на 2.9% /к I кв. 2009/. Это практически вдвое ниже предыдущей оценки самого МЭР /4.5% к I кв. 2009/. На фоне таких неуверенных показателей прогноз МЭР выглядит уже весьма оптимистично. К сожалению, пока сложно сказать, чем именно вызван такой оптимистичный официальный прогноз – детали его еще пока недоступны публично. Возможно, дело в пересмотре ожидаемых цен на нефть. Хотелось бы также напомнить, что падение ВВП в I кв. 2009 года составило 9.8% /к аналогичному периоду 2008/ и стало одним из самых глубоких в прошлом году, оттого столь скромный рост в I кв. 2010 настораживает еще больше, так как в реальности это может говорить об очень вялом восстановлении экономической активности.
Если выступления Премьер-министра и министра финансов носили довольно общий характер, то в речи министра экономического развития содержалось много конкретных мер, которые планируются к реализации уже в этом году. В частности министр выделила 7 приоритетов:
улучшение инвестиционного климата; стимулирование инноваций; энергоэффективность; малый и средний бизнес; повышение эффективности внешнеэкономической политики, интеграция в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза; управление госсобственностью и приватизация; повышение эффективности государственного управления.
Озвученные меры "оживления" экономики, будучи реализованными, должны, безусловно, благоприятно сказываться на экономическом росте, однако в основном меры эти среднесрочные и долгосрочные и не следует ожидать от них какой-либо существенной отдачи в ближайшей перспективе. К тому же пока не понятно, как и какими темпами многие из озвученных Э. Набиуллиной шагов будут реализовываться, тем более что средства, которые может себе позволить выделить бюджет на многие из этих целей, сейчас сильно ограничены - приоритет отдан социальным расходам.
Что касается оживления экономики, то хотелось бы отметить несколько необычный взгляд ЦБ. Выступая на той же Коллегии, первый зампред Алексей Улюкаев в отношении экономического роста по итогам года был оптимистичнее МЭР /он ждет более 5%/. Однако он очень удивил весьма консервативным прогнозом по темпам роста кредитования: реальный рост не более 5% /в номинальном выражении немногим более 10%, что ниже более ранних прогнозов ЦБ в 15%/. И это при том, что ликвидность кредитных организаций, например, сейчас находится на рекордных исторических уровнях, и власти даже готовы идти на смягчение условий по долгосрочному кредитованию /недавние сообщения первого вице-премьера И. Шувалова о льготном резервировании средств по кредитам для банков, выдающих средства на инвестиционные проекты сроком до 3 лет/.
Далее, что касается инфляции, согласно заявлению А. Улюкаева, по итогам года она может снизиться с нынешних 6% до чуть более 5%. По нашим меркам, это довольно оптимистичный прогноз, который не очень соответствует ситуации довольно динамичного оживления экономики и росту ВВП более чем в 5%. Мы склонны объяснять столь низкий прогноз по инфляции ожиданием значительного укрепления рубля. Отметим, что возможно ЦБ рассчитывает на значительное удешевление единой европейской валюты, и учитывая что импорт товаров из еврозоны значителен, ослабление евро будет способствовать более низкому показателю инфляции. Видимо, ЦБ также ожидает, что влияние высоких темпов роста денежной массы на инфляцию, по крайней мере в этом году, значительным не будет. Однако мы хотели бы отметить, что инфляция, темпы которой растут уже во многих экономиках мира, может и в России ускориться во втором полугодии – и не только в силу внутренних факторов /восстановление экономики, рост потребительского спроса/. Она может быть легко "занесена" извне, например, из азиатского региона, где власти Китая и Индии уже вступили в активную борьбу с ней. Таким образом, по нашим оценкам, инфляция по итогам 2010 может быть на уровне - 8%, что в свою очередь может вызвать необходимость повышения ставки и в РФ до конца 2010 года.
Подводя итоги, основным выводом, который напрашивается по итогам многих выступлений на заседании коллегий МЭР и Минфина, является признание рисков, присущих нестабильной ситуации на внутренних и внешних рынках, как следствие необходимость более эффективного использования ограниченных средств бюджета вкупе с созданием дополнительных стимулов к диверсификации, внедрению инноваций и дальнейшему устойчивому восстановлению экономики.