Система оформления виз – инструмент, призванный регулировать въезд иностранных граждан в страну, а через него – и взаимоотношения между странами и объединениями стран и граждан. По мнению авторов брошюры, важен не только анализ визового режима, но и то, насколько этот режим адекватен имеющимся политическим задачам, каково его действие в отношении разных социальных групп: студентов, работающих за рубежом специалистов, граждан, едущих к родственникам за границу, а также направляющихся из страны потоков туристов, предпринимателей и т.д.
В сборнике, выпущенном Московским центром Карнеги, представлены результаты организованного фондом им. Стефана Батория /Польша/ международного исследования процесса получения гражданами постсоветских стран шенгенских виз. Оно проводилось в Москве, Киеве, Минске, Кишиневе и охватывало восемь посольств стран Шенгенского соглашения, а также посольство Великобритании. В ходе этого исследования в октябре-декабре 2008 г. опрашивались граждане, стоявшие в очередях для получения виз в соответствующих консульствах. Московский центр Карнеги, выступавший в качестве координатора исследования в России, добавил к стандартной программе серию интервью с руководителями консульских служб, чтобы представить их взгляд на ситуацию, видение проблем и перспектив их разрешения.
Рассуждая о результатах принятия Соглашения об упрощении визового режима, автор одной из глав исследования Лешек Хаевский отмечает, что оно облегчило процедуру получения визы и снизило стоимость визы, но не привело ни к сокращению времени, требуемого для получения визы, ни к облегчению процедуры выдачи долгосрочной многоразовой визы. Из всех аппликантов /людей, обратившихся за получением визы – прим.ред/ примерно треть знают о Соглашении между их страной и Европейским союзом, и только пятая часть знающих о нем ссылались на его положения при общении с консульскими работниками. Вторая глава публикации посвящена анализу работы консульств стран – членов Европейского союза, проведенному осенью 2008 г. в Украине, Молдавии, России и Белоруссии. В третьей главе приведены результаты интервью с руководителями консульских службы посольств семи стран: Италии, Латвии, Финляндии, Франции, Литвы, Чехии, Германии. Во время встреч обсуждались вопросы, связанные с количеством выдаваемых виз, а также причины отказа в визе и возможности апелляции, динамика выездных потоков, время ожидания виз, перспективы развития визового режима /отмена, облегчение или ужесточение/ и некоторые другие актуальные проблемы. В результате проведенного анализа авторы приходят к выводу, что система оформления виз очень динамична и зависит в конечном счете от политических отношений между странами.
Поэтому не случайно, что в исследовании подробно анализируется ситуация с получениями виз гражданами четырех постсоветских стран в ближайшие восточноевропейские страны – Чехию, Польшу, а также страны Балтии - Литву и Латвию. Отметим, что эти страны стали членами Шенгенского соглашения относительно недавно /с 21 декабря 2007 г – прим ред/. В данном контексте также напомним, что у России довольно непростые в политическом плане отношения со странами Балтии, а также Польшей. Что же касается получения виз россиянами в Чехию, то в настоящее время консульские службы этой страны требуют от наших соотечественников даже на получение туристических виз самые "толстые" анкеты. Эксперты находят этому объяснения – в 90-е годы огромное количество россиян "осело" в Чехии, власти страны говорили о криминальном оттенке первой волны эмиграции. Поэтому когда в МИД России говорят, что отмене виз между Россией и ЕС мешает наличие "фобий" у Брюсселя, то в этом выводе, несомненно, есть доля истины. Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров считает разговоры о безвизовом режиме между Россией и ЕС "очередной длинной пластинкой без конкретного содержания". "Отношения России и Евросоюза не развиваются. Периодически стороны достают какие-то карты, демонстрируя якобы свое желание делать шаги навстречу. Но на данный момент Евросоюз не готов, не хочет отменять визовый режим с Россией", - отмечает эксперт.
В свою очередь, авторы исследования, посвященного мониторингу визовой политики стран ЕС, приходят к выводу о том, что "если некоторое время назад наблюдалось постепенное упрощение визового режима в отношениях между Россией и странами Евросоюза и активно обсуждался вопрос о скором переходе к безвизовому режиму, то в течение последнего года ситуация развивалась скорее в обратном направлении".
Вхождение новых членов ЕС в Шенгенское соглашение заставило многих говорить о необходимости принятия определенных мер, чтобы не допустить возникновения нового "железного занавеса" на восточных границах Шенгенской зоны. Однако анализ информации по количеству виз, выданных гражданам России, Белоруссии, Украины и Молдавии между 2005 и 2008 гг показывает, что на практике новые страны Шенгенского союза оказались не очень успешными в этом направлении – количество виз, выдаваемых новыми членами "шенгена", в 2008 году сократилось для белорусов и украинцев, а вот для россиян и молдаван произошли косметические изменения – увеличение количества выдаваемых виз, но не очень существенное.
Кроме того, авторы исследования пришли к выводу о том, что уменьшение количества выдаваемых виз в 2008 г произошло за счет падения числа заявлений на получение визы. Итак, люди восприняли повышение требований к подаваемым документам как сигнал для того, чтобы отказаться по возможности от поездок в страны "шенгена" и сделать выбор в пользу безвизовых стран. Это подтверждают и "замеры" исследования: получение визы в Польшу, Чехию и Литву в 2008 г осложнилось по сравнению с 2005 г. Кроме того, аппликанты констатировали, что отношение к ним работников консульских служб Польши и Чехии значительно ухудшилось /а вот Германии и Франции, наоборот, улучшилось – прим ред/.
Аппликанты из четверки восточноевропейских стран жалуются на очереди в консульства, на увеличение количества посещений консульств. Для сравнения, в 2005 году нужно было приходить в консульства Чехии 6 раз, Литвы 4 раза, Польши – 6 раз. В 2008 году соответственно стало – 9 раз, 10 раз и 8 раз.
Принятие Соглашения об упрощении визового режима экстраполируется в исследовании на каждую из четырех стран отдельно. Понятно, что мы подробно остановимся на России.
В частности, в Москве в октябре 2008 г были обследованы чешское, польское, латвийское и литовские консульства, а также консульства "старых" членов "шенгена" – итальянское, французское и британский визовых центр. Присматривались к самым, казалось, незначительным факторам, мелочам – условиям нахождения у консульств, заполнения анкет и прочее. Как ни парадоксально это звучит, на первый взгляд, наиболее удобным оказался британский визовый центр – там есть места, где можно пересидеть очередь, попить воды, туалеты, столики для заполнения анкет для тех, кто не сделал это посредством Интернета.
Чтобы иметь обратную связь, участники исследования побеседовали и с руководителями консульских служб. В частности, в феврале – апреле 2009 г такие встречи состоялись на выходе из посольств и консульских служб семи стран – Финляндии, Италии, Латвии, Франции, Литвы, Чехии и Германии.
В ЕС Финляндию называют "дружественным прагматиком" по отношению к России, так как через эту страну идет самый большой поток российских граждан в Европу. В 2008 г в эту страну было выдано 743 493 тыс виз, из них около 20 проц в Москве. Поэтому в консульствах других стран даже говорили о Финляндии как стране, "торгующей" визами для россиян. Однако финны отрицали такое сравнения, заявляя, что подход к процессу выдачи виз предельно строгий, а отказов, действительно мало – всего 1,5 проц от общего числа за 2008 г. При этом причина либеральности финнов очевидна – политические отношения Москвы и Хельсинки конструктивны и развиваются в позитивном направлении.
Италия и Франция – стратегические партнеры России, Италия - второй после Германии партнер России в Европе. По словам генерального консула Италии и консула Франции, эти страны очень заинтересованы в российских туристах. По мнению дипломатов – отмена виз – решение ближайших лет.
В 2008 г в консульстве Франции было выдано более 300 тыс виз россиянам, при этом доля отказов тогда составляла 2 – 2,5 проц, а в 2009 г – уже 1 проц.
А вот в консульстве Чехии сам факт такого обследования вызвал у заведующего консульским отделом большие подозрения и опасения, что неявным заказчиком исследования могут быть организации, связанные с торговлей запрещенными товарами.
В заключении авторы исследования по визовым отношениям между ЕС и Россией делают вывод о том, что "существующий сегодня визовый режим однозначно осложняет и деловые, и гуманитарные контакты между россиянами и европейцами". При этом они отмечают, что трудно унифицировать порядок получения виз в страны "шенгена", так как политические, исторические и ментальные особенности каждой из стран, членов ЕС, не позволяют этого сделать.
Кроме того авторы заявляют, что проведенное в 2008-2009 гг исследование может служить стартовой точкой для более углубленного и продолжительного проекта по отслеживанию взаимоотношений между Россией и Евросоюзом на примере визового режима и изучению всей картины перемещения граждан через границы.