Как отметил сегодня вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, программа предусматривает изменение структуры федерального бюджета – переход от функциональной структуры к структуре, основанной на госпрограммах. Таким образом федеральный бюджет будет делиться на госпрограммы со своими целями, задачами и ресурсами. Бюджет-2011 года будет внесен по старой системе, но с программой аналитиков, отметил А.Кудрин. Переход на бюджет из госпрограмм завершится к 2012 году.
Появление программы повышения эффективности бюджетных расходов Министерство финансов анонсировало в феврале, разослав в федеральные органы проект документа.
"Программа не является чем-то новаторским, - сообщил журналистам, сопровождая первый выход документа "в свет", директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Алексей Лавров. – Это продолжение начатых ранее реформ". "Новые вызовы и новые требования побудили Минфин провести ревизию существующей системы, и сформулировать новые меры, чтобы к 2012 году выйти на новый уровень бюджетного планирования". Для того, чтобы бюджет был эффективным, нужно связать цели и инструменты, полагают в ведомстве. Минфин предлагает взять за основу долгосрочные целевые программы, в рамках которых должна осуществляться четкая постановка цели. Долгосрочные целевые программы должны формироваться практически для всех расходов федерального бюджета, за исключением таких, как обслуживание государственного долга, содержание законодательной и судебной власти, отметил представитель Минфина.
Для осуществления этих планов необходимы и структурные изменения. В частности, стоит перейти на субсидии бюджетным учреждениям, которые будут оказывать государственные услуги и добиваться определенных целей.
Эксперты оценили программу как "амбициозную и даже революционную", но, тем не менее, ряд вопросов все-таки остается. Во-первых, не все цели поддаются описанию. Во-вторых, напоминают эксперты, ни одна действующая до сих пор ФЦП, может быть, за исключением национальных проектов, не достигла таких показателей, которые были в ней заложены. Кроме того, придется отказаться от грандиозных лозунгов по стремительному росту – госпрограммы такого не подразумевают.
Тем не менее, переход к новой системе бюджетного планирования называют ключевым вопросом современного этапа развития. Того же мнения придерживается и премьер российского правительства Владимир Путин, заявивший о необходимости бюджетной реформы, отчитываясь перед депутатами Государственной Думы премьер российского правительства.
Зато в смысле налоговых льгот, Минфин, по-прежнему, консервативен. Принимая "основные направления в налоговой политики на 2011 г и на период 2012-2013 гг", министры столкнулись с трудностью определения критериев конкретных инновационных предприятий, которые должны получать поддержку. "У нас и сегодня в ходе обсуждения стоят вопросы о том, какие предприятия могут быть поддержаны", - сказал А.Кудрин.
"Хотелось бы расширить применение льгот", - признал министр, однако, высказал опасение, что их расширение без установления четких критериев не принесет желаемых результатов.
"Минфин очень консервативно к этому относится, новые льготы могут быть только после полной уверенности в способности их администрировать", - подчеркнул он.
Документ, принятый сегодня, является фундаментом работы с налоговыми доходами на ближайшие три года и их ключевым моментом является вопрос поддержки отдельных отраслей экономики, пояснил А.Кудрин. Правительство поддержало предложения, которые обсуждались ранее, о поддержке предприятий техниковнедренческих ОЭЗ, предприятиях при вузах, а также предприятий, производящих отдельные виды продукции.
"В отношении других – будет продолжена работа", - сказал А.Кудрин, добавив, что главной трудностью для правительства является определение критериев конкретных инновационных предприятий, которые должны получать поддержку.
В этой связи уместно привести высказывание главы РСПП Александра Шохина. Стимулирования инноваций добиться сложно, поскольку они еще не обрели осязаемость, - отметил он, встречаясь с журналистами. - Мы не уверены, что при отсутствии понятия "инновация", прописанного в законодательстве, можно определить конфигурацию этого процесса". Именно по этой причине власти до сих пор не определились со списком так называемых "инновационных предприятий".
"Универсальной базой должно стать стимулирование модернизации в точном смысле этого слова, - отмечает А.Шохин. - Главное не думать, кто такой "инноватор", и как бы, не дай Бог, не простимулировать простого модернизатора".