Необходимость создания специальной управленческой структуры определена возрастающими требованиями к надежности и безопасности железнодорожного транспорта. Конкуренция с другими видами транспорта за рынок предоставляемых услуг требует, чтобы эксплуатация железных дорог производилась с максимальной защищенностью перевозочного процесса от внешних и внутренних негативных воздействий. Функционирование железнодорожного транспорта, как сложной технологической системы, предполагает комплексный подход к решению проблем обеспечения безопасности движения, как интегрального показателя качества перевозок грузов и пассажиров.
Для решения этой задачи в первом квартале 2010 года в ОАО РЖД была разработана и одобрена Научно-техническим советом компании концепция Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями компании.
В концепции обозначены общие требования, предъявляемые к Ситуационному центру, его организационная структура, техническое оснащение, определены функциональные направления в соответствии со спецификой решаемых задач.
В работе Ситуационного центра предусмотрены два основных режима осуществления деятельности: штатный /или постоянный/ и режим ликвидации последствий чрезвычайной ситуации /нештатный/.
Решение задач, стоящих перед СЦ, требует больших объемов и высокой интенсивности поступления входной информации и ее обобщения , что делает необходимым использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации.
Сегодня правление ОАО "РЖД" утвердило основные направления деятельности Центра: безопасность движения, транспортная безопасность, пожарная безопасность, прогнозирование и контроль метеорологических условий.
Основными задачами центра являются:
- мониторинг состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава с выделением направлений высокоскоростного и скоростного движения и зон транспортного обслуживания поведения Олимпийских и Паралимпийских игр "Сочи-2014";
- прогнозирование уровня аварийности на базе информационно- аналитического комплекса;
- формирование мероприятий по снижению влияния дестабилизирующих факторов;
- создание устойчивой системы оперативного реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация ликвидации последствий нарушения безопасности движения, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- формирование достоверной информации о состоянии погодных условий для использования в деятельности функциональных направлений Ситуационного центра.
Правление компании также поручило профильным специалистам в течение 2010 года обеспечить разработку нормативно-технической документации для функционирования Ситуационного центра и в дальнейшем организовать правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, полученных при создании и функционировании центра.