"Существуют два почти не пересекающихся рынка экономистов – российский и международный", - отметил директор Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ Сергей Яковлев. По его словам, развитие экономической науки в России сдерживают используемые стандарты образования. "Все быстроразвивающиеся страны опираются на англосаксонскую систему, где большое место уделяется специализации и практическим занятиям. Мы же используем старую континентальную систему – больше теории и энциклопедических знаний", - пояснил эксперт. По его словам, хороший экономический факультет должен отвечать трем условиям: отбирать лучших студентов, то есть иметь высокий проходной балл, иметь лучших преподавателей, чьи исследования признаны на мировом уровне, и обеспечивать востребованность своих выпускников внешней средой. "Для этого необходимо искать эффективные методы взаимодействия с рынком труда", - заключил Яковлев.
Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев отметил, что "ощущается острая нехватка хороших специалистов и перепроизводство плохих". По его мнению, в целом "ситуация не такая плохая, как могло бы показаться, и она медленно, но меняется в лучшую сторону". По мнению С.Гуриева, если среди нынешних российских экономистов, скорее всего, нет кандидатов на Нобелевскую премию, то среди нынешних российских студентов – скорее всего, есть. "Признаком того, что качество российского образования приближается к мировым стандартам, будет ситуация, когда выражение "российский экономист" перестанет быть ругательством", - отметил эксперт. В то же время он предостерег от опасности "зацикливания" российского экономического образования на себе, что неизбежно приведет к еще большему отставанию.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев уверен, что проблемы низкого качества экономического образовании отражает неэффективная экономическая политика. Ведь ее формируют именно выпускники-экономисты. Основной причиной низкого качества подготовки экономистов эксперт назвал отсутствие спроса на качественную и независимую аналитику. Кроме того, по его словам, студенты российских экономических факультетов и вузов получают недостаточно фундаментальное образование. При этом он отметил, что, согласно данным Росстата, экономическая профессия уже не является самой востребованной и занимает только 11-е место после профессий врача, преподавателя, инженера по охране труда и других. Зато по количеству выпускников по специальности "экономика и управление" Россия уже находится на среднемировом уровне /если в 1986 г. по этой специальности было 8,5% выпускников вузов, то в 2009 г. – 31,2%/.
Генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко отметил, что "разрыв между потребностями практики и вузовским образованием существовал всегда и, по-видимому, неизбежен". При этом он подчеркнул, что сегодня знания недолговечны. "Все, даже самые опытные специалисты, вынуждены постоянно повышать свою квалификацию. Учиться нужно постоянно, образование становится непрерывным и продолжается всю жизнь. Это становится не только нормой жизни, но и одним из основных условий развития любой компании", - сказал эксперт. Он подчеркнул, что особую актуальность приобретает краткосрочное бизнес-образование, хотя порой сегодня бизнес-образование вынуждено занимается "латанием дыр" в образовании базовом. /Подробнее – тут./
Департамент по связям с общественностью ФБК
/495/ 737 53 53