Напомним, что ранее Комитет Совета Федерации РФ по промышленной политике поддержал концепцию внесенных на рассмотрение в Госдуму поправок в Налоговый кодекс РФ, которые предлагают включать транспортный налог в розничную стоимость бензина.
Как известно, в настоящий момент Министерство финансов РФ производит расчеты возможных потерь для бюджетов от отмены налога и размера повышения акцизов для компенсации этих потерь.
Напомним, что противники транспортного налога заявляют о его несправедливости. Его размер зависит от мощности транспортного средства, а наибольшую мощность могут иметь старые автомобили.
Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, яхты вертолеты и др, а налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.
Судьба налога непроста. 12 ноября 2009 года Госдума руками приняла закон об удвоении базовой ставки транспортного налога, который все-таки был отменен в конце месяца по причине недовольства граждан. Тем не менее, федералы делегировали возможность его повысить на региональный уровень. Тут же Калининградская областная дума повысила транспортный налог на 25-39 проц. В конце января 2010 года в Калининграде прошел митинг протеста - звучала критика в адрес областных властей - губернатора и местных законодателей. Участие в митинге, по данным милиции, приняли около шести тысяч человек, среди которых были представители разных партий - КПРФ, ЛДПР, "Патриоты России", - а также общественных организаций. В дальнейшем прокуратура Калининградской области добилась отмены в Верховном суде России регионального закона о повышении транспортного налога.
Тем не менее, и в прежнем виде транспортный налог вызывал недоумение. Как отмечали в своем обращении к правительству в Федерации автовладельцев России /ФАР/, "удивляет подход законодателя к экономически значимой характеристике транспортного налога, которому, как это следует из ст.359 Налогового кодекса Российской Федерации, является мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах, поскольку, на наш взгляд, уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования есть величина, не связанная напрямую с мощностью двигателя. В частности, очевидно более вредоносным для дорог общего пользования будет воздействие загруженного грузового транспортного средства, собственный вес которого составляет от 3,5 тонн, а мощность двигателя 140 лошадиных сил, нежели воздействие легкового автомобиля весом до 2 тонн и мощностью 200 и более лошадиных сил. Связано это обстоятельство с тем фактом, что разрушение дорожного покрытия обусловлено, прежде всего, воздействием массы передвигающегося по нему транспортного средства, но не его мощностью".
При формировании налоговой базы по транспортному налогу отсутствовало экономическое обоснование ставок налога, считают в ФАР. Поскольку указанный налог имеет своей целью компенсацию ущерба, причиненного транспортным средством дорогам общего пользования, то при его установлении законодатель обязан был принять за основу те экономически значимые характеристики имущества, облагаемого транспортным налогом, которые позволяют соотносить размер вреда, причиненного дорогам общего пользования, с размером уплачиваемого налога.
Очевидно, что действующий в Российской Федерации механизм транспортного налога в действительности преследует иную цель – перераспределение налогового бремени в пользу обладателей недорогих автотранспортных средств, поскольку, как полагает федеральный законодатель, более мощный автомобиль имеет более высокую стоимость. Между тем, такой подход законодателя не учитывает ряд существенных фактических обстоятельств, в частности, тот факт, что мощность и стоимость автомобилей не всегда являются взаимообусловленными факторами, отмечают в ФАР, и приводят разнообразные примеры.
В том, что логично было бы включить этот налог в стоимость топлива, уверены в ЛДПР. Таким образом меньше платили бы граждане, которые эксплуатируют свой транспорт только в летнее время – дачники и мотоциклисты, владельцы катеров… А те, кто пользуется личным транспортном ежедневно, платили бы, соответственно больше.
К слову сказать, 22 мая прошла Всероссийская акция протеста Федерации автовладельцев России. Участники акции выступали за отмену транспортного налога и отмену мигалок. Кроме того, автомобилисты против повышения ОСАГО и запрещения автопробегов автовладельцев России.
Касаясь этого вопроса в интервью радиостанции "Эхо Москвы", губернатор Кировской области Никита Белых отметил, что заменить транспортный налог акцизами на нефтепродукты не так-то просто. Этих денег не хватает. "Одна из ключевых проблем, учитывая протяженность нашей территории и ее низкую численность, у нас самый высокий показатель по количеству дорог на тысячу населения в Приволжском федеральном округе, - сказал губернатор. - Я думаю, что один из самых высоких в России. Поэтому чем больше дорог будет находиться на федеральном содержании, тем больше возможностей будет у нас", - сказал он.
Голоса взывающих к справедливости были услышаны - Минтранс предложил увеличить ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла и ввести новое перераспределение зачисления акцизных сборов. Сегодня акцизы на эти виды товаров полностью зачисляются в региональные бюджеты, а Минтранс же предлагает 50 проц доходов от их увеличения концентрировать в федеральной части дорожного фонда, решение о создании которого приняло правительство. "Повышение акцизов на топливо может сопровождаться отменой транспортного налога для частичной компенсации владельцам транспортных средств", - считают в Минтрансе.
Мера позволит в год аккумулировать в фонде до 475 млрд руб. Этих денег должно хватить на содержание и ремонт автодорог, полагают в ведомстве.
Судя по всему, власти пришли к выводу - запутанный транспортный налог пора поменять на что-то более простое. Правда, не факт, что инициатива обойдется дешевле активным автолюбителям, ведь льгот в отношении акцизов на ГСМ не предусмотрено.
В Федерации автовладельцев России /ФАР/ новую инициативу одобряют. Как отметил в беседе с ПРАЙМ-ТАСС лидер московского отделения Сергей Канаев, отмена транспортного налога вместе с повышением акцизов на ГСМ – вполне справедливая инициатива. "Налог будут платить те, кто чаще ездит и тем самым разбивает дороги. Это и приезжие в том числе. Собираемость нового налога будет выше, чем сейчас", - уверен С. Канаев.
С одной стороны, справедливость налицо – кто пользуется дорогами, тот и оплачивает их ремонт. А с другой – расход топлива у автомобилей разный, что возвращает к размышлениям о перераспределении налогового бремени с владельцев мощных машин на владельцев стареньких "Жигули", которые раньше могли и вовсе не облагаться транспортным налогом. Напомним, что старые модели отечественных авто потребляют бензина не меньше современных и мощных иномарок. Технологии за 50 лет шагнули далеко вперед.