Переход на новую платформу позволит компании "Русские Навигационные Технологии" сохранить и укрепить технологическое лидерство на российском и зарубежных рынках мониторинга транспорта. Использование АТ-10 существенно улучшает все важнейшие характеристики системы мониторинга: надежность, функциональность, гибкость, масштабируемость. Кроме того, значительно упрощаются монтаж, настройка и техническое обслуживание систем. Важно и то, что применение АТ-10 ускоряет создание и развитие типизированных отраслевых и "горизонтальных" решений. Подчеркнем, эта разработка РНТ не имеет аналогов на российском рынке, а ее ключевые характеристики не могут быть полностью воспроизведены в результате простого совершенствования систем, представленных в настоящее время на российском рынке.
Главное отличие АТ-10 – это революционные изменения в архитектуре всей системы бортового оборудования, а именно: переход к интеллектуальной бортовой цифровой магистрали, в которой логическая обработка данных распределена между элементами бортовой сети и практически сняты ограничения на число и типы подключаемых элементов. До появления новой платформы "АвтоТрекер" в системах мониторинга все датчики и исполнительные элементы подключались непосредственно к интеллектуальному бортовому блоку /ББ/ системы, который полностью отвечал за сбор, обработку и обмен информацией. Однако востребованное рынком значительное расширение номенклатуры датчиков и исполнительных элементов, а также использование ими различных интерфейсов подключения привели к тому, что подсистема ввода-вывода ББ резко усложнилась, выросло и число всевозможных разъемов, устанавливаемых на ББ. Такое усложнение удорожает систему и создает риск снижения надежности. Вместе с тем, опыт показывает, что в большинстве проектов фактически используется лишь небольшое число подключаемых элементов.
В новом ББ АТ-10 имеются всего четыре порта для проводного подключения внешних устройств: два порта выделены для подключения одометра и датчика зажигания, два других универсальны. Эта универсальность позволяет дистанционно сконфигурировать порт, выбрав режим его работы /цифровой, аналоговый, импульсный и т.д., – всего десять режимов/, определив логические события, генерируемые при достижении пороговых значений напряжения, задав сами эти значения. Кроме того, эти порты могут быть настроены как входы или выходы. Все это позволяет непосредственно подключать к универсальным портам датчики и исполнительные элементы любых типов.
Для большинства современных проектов двух универсальных портов достаточно. Вместе с тем, в новой разработке РНТ число и разнообразие подключаемых устройств практически не ограничено, а конкретная конфигурация может быть точно увязана с текущими потребностями проекта и расширена впоследствии – без замены ранее установленного оборудования. Дело в том, что помимо датчика к универсальному порту ББ можно подключить т.н. "Многофункциональный расширитель универсальных портов" /МРП/, на котором может находиться еще до 16 универсальных портов. При этом цепочку допустимо наращивать дальше, последовательно соединяя множество МРП в единую бортовую цифровую магистраль "АвтоТрекер". Через эту магистраль центральный ББ обменивается данными и управляющей информацией со всеми подключенными устройствами. На прикладном уровне используются собственные протоколы, а на транспортном и нижележащих уровнях модели OSI/ISO – стандартный отраслевой протокол CAN. При этом в новом ББ применяются два процессора: один отвечает за логическую обработку, другой полностью выделен для управления взаимодействием с внешними устройствами. Это создает большой запас производительности, которого с избытком хватит даже на самые сложные конфигурации и в настоящее время, и в отдаленной перспективе.
Более того, в МРП можно проводить логическую обработку информации, в частности, – реализовать поддержку специфических протоколов для взаимодействия с нестандартными внешними устройствами. С помощью специально запрограммированного МРП можно контролировать работу сложного программно-аппаратного комплекса, например, рефрижераторной или дизель-генераторной установки. Исключительно важно, что этот способ наращивания функциональности уже не требует подготовки и тестирования специальной версии "прошивки" центрального бортового блока. А это повышает надежность системы в целом, и дает возможность ускоренно выпускать новые версий типизированных отраслевых и "горизонтальных" решений. Вместе с тем, использование в центральном ББ полнофункциональной ОС реального времени позитивно влияет на параметры жизненного цикла и модульность встроенного ПО.
Важным примером нестандартного датчика может служить специальное устройство для бесконтактного неразрушающего считывания информации из бортовой шины CAN, по которой передаются управляющие команды и данные о состоянии большинства узлов, агрегатов и подсистем современного автомобиля и спецтехники. Оригинальная технология, разработанная РНТ в рамках подготовки новой платформы АТ-10, позволяет считывать и анализировать эту информацию, вычленять нужные элементы, генерировать на их основе поток логических событий и передавать его в магистраль "АвтоТрекер". Таким образом, информация с CAN-шины вовлекается в логическую обработку, наряду с данными, полученными от датчиков самой системы "АвтоТрекер". Подчеркнем, что такое взаимодействие с шиной CAN автомобиля не влияет на ее работу, не нарушает запреты автопроизводителей и, в то же время, не требует приобретения у них и установки блоков типа FMS-шлюз, стоимость которых сопоставима со стоимостью всего бортового оборудования системы мониторинга.
В новый ББ АТ-10 интегрирован целый ряд функциональных блоков, ранее доступных в виде отдельных модулей. Так, встроенная гальваническая развязка защищает бортовое оборудование "АвтоТрекер" от выхода из строя при отключении массы, а новая технология управления электропитанием – от скачков напряжения в диапазоне от -1000 до +230В. Эти нововведения важны для любого транспортного средства, но особенно актуальны для отечественных автомобилей и строительной техники.
Особо отметим, что в новый ББ также интегрирован модуль для подключения всевозможных датчиков по радиоканалу. Такое решение повышает скрытность установки оборудования, значительно упрощает его монтаж и надежность работы в тяжелых климатических условиях. При этом радиус действия передатчиков позволяет без ограничений использовать радиоподключения на автопоездах, крупнотоннажных грузовиках, дорожной и строительной технике. Компания РНТ была пионером подобного применения радиотехнологий в мониторинге транспорта и располагает широкой номенклатурой соответствующих датчиков. Это оборудование совместимо с платформой АТ-10.
Важные усовершенствования коснулись работы с сетями GSM, которые сегодня используются как основной транспортный механизм для обмена данными между автомобилем и диспетчерским центром. Штатная конфигурация нового ББ предусматривает использование внутренней антенны повышенной чувствительности /разработка РНТ/ и двух стандартных SIM-карт с возможностью простого переключения между ними по инициативе диспетчерского центра или по правилам, запрограммированным в ББ. Применение стандартных SIM-карт позволяет использовать сети любых операторов, при этом двух карт большинству заказчиков вполне достаточно для оптимизации использования тарифов и минимизации времени потери связи по причине выхода из зоны покрытия или временного нарушения работы сети конкретного оператора. Вместе с тем, вынос разъемов SIM-карт на дочерние платы позволяет без изменения в дизайне основной платы реализовать работу с большим числом "SIM-чипов" /SIM-карта, выполненная в виде микросхемы/. Такое решение, чрезвычайно востребованное на рынке дальних международных грузоперевозок, в настоящее время проходит опытную эксплуатацию.
Новая технологическая платформа "АвтоТрекер" была впервые представлена на международной выставке "Навитех-Экспо-2010". Это крупнейшее на российском рынке навигационных спутниковых систем мероприятие проходило 1-3 июня в Выставочном центре "Экспоцентр" /Москва/ в рамках международного конгрессно-выставочного проекта "Навигационные системы, технологии и услуги". Здесь традиционно предприятия отрасли представляют свои новейшие разработки в сфере навигационного оборудования, картографии и навигационного ПО, интеллектуальных транспортных систем, мониторинга всех видов транспорта, логистических систем и LBS. Поэтому именно здесь компания "Русские Навигационные Технологии" впервые показала инновационную разработку, стратегически важную не только для самой компании, но и для российского рынка в целом.
Айдар Калиев, Управляющий директор, Глава Департамента венчурных инвестиций ВТБ Управление активами отмечает: "ВТБ Управление активами /ВТБ УА/ поддерживает инновационные разработки компании РНТ, используя возможности и ресурсы глобальной платформы инвестиционного бизнеса ВТБ. Как крупнейший акционер РНТ /через “ВТБ-Фонд Венчурный”/ мы удовлетворены тем, что новая разработка дает компании стратегические преимущества для расширения присутствия на стремительно растущем рынке, где для успеха технологическое лидерство не менее важно, чем технологии бизнеса и инвестиционные ресурсы".
"Подлинно инновационные для своего времени архитектурные и технологические особенности “АвтоТрекер” стали для российского рынка мониторинга настоящим прорывом. Наши заказчики получили управление транспортом, интегрированное в систему корпоративного управления, самые крупные в стране диспетчерские центры, разнообразные отраслевые решения и многое другое. В итоге, система “АвтоТрекер” заняла лидирующую позицию в коммерческих организациях и неуклонно расширяет присутствие в госсекторе, – говорит Иван Нечаев, исполнительный директор компании “Русские Навигационные Технологии”. – И хотя потенциал технологической платформы современного оборудования “АвтоТрекер” далеко не исчерпан, наша компания уже два года назад запустила масштабный проект по разработке новой платформы. Ведь сохранить и укрепить лидерство на нашем стремительно развивающемся рынке может только стратегически мыслящая компания, нацеливающая свои разработки на годы вперед. В новой технологической платформе “АвтоТрекер” воплощен именно такой подход".