В дискуссии о плюсах и минусах отмены транспортного налога приняли участие еще двое "народных" избранников от оппозиционных партий – член Комитета по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчетстнов /"Справедливая Россия"/ и его соратник по партии, член Комитета по делам Федерации и региональной политике Антон Беляков. Все трое ньюсмейкеров позиционировали себя как оппозиционные политики, заочно полемизируя с отсутствующими на встрече представителями "Единой России". Но как оказалось, у участников дискуссии есть принципиальные разногласия по поводу того, какими фискальными сборами следует заменить ликвидируемый транспортный налог.
"Транспортный налог нужно включить в розничную цену бензина. Автомобилист будет наглядно видеть в чеке, какую сумму он заплатил в счет транспортного налога при разовой заправке машины на АЗС", - рассуждает М.Рохмистров. По его словам, в этом случае, "один субъектовый налог заменяется другим, но более гибким. Деньги на ремонт дорог остаются в том регионе, где эксплуатируется автомобиль. Все максимально справедливо". "Что касается предложения правительство повысить акцизы на бензин, то, здесь, много нестыковок. Например, крупнейший Рязанский НПЗ платит налоги не по местонахождению, а в Санкт-Петербурге. Почему автомобилисты Рязанской области должны платить за ремонт дорог в Санкт-Петербурге. Не очень понятно. Опять же, сегодня акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла полностью зачисляются в региональные бюджеты. Минтранс предлагает 50 проц доходов от их увеличения концентрировать в федеральной части дорожного фонда. Также федеральная часть дорожного фонда может пополняться за счет акцизов на импортные бензин, дизельное топливо и моторные масла, акцизы на автомобили и мотоциклы, НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории РФ и импортируемых. Это позволит в год аккумулировать в фонде до 475 млрд руб, чего должно хватить на содержание и ремонт автодорог. Но справедливое распределение этих средств опять же под вопросом. Мне не очень понятно, почему, например, в бюджете текущего года на ремонт дорог в Чечне предусмотрено 14 млрд руб, а Костромской области – лишь 600 млн руб. Понятно, что в Чечне с дорогами плохо, но в Костроме не намного лучше", - рассуждает М.Рохмистров.
Затем он переходит, пожалуй, к самому главному вопросу – насколько подорожает бензин при повышении акцизов. "Минфин аккуратно заявил, что цена замещения на уровне акцизов 2 рубля за литр. Откуда взяты эти расчеты? Если принять за основу наше предложение, транспортный налог перенести в розницу, то цена замещения 53 коп за 1 л, то есть подорожание бензина составит порядка 3-5 проц, а не 10 проц, как получается в правительственной версии", - говорит М.Рохмистров.
Кроме того, он считает, что правительство, в определенной степени, поддерживает пятерку крупных нефтяных компаний, которые от увеличения акцизов на бензин за год заработают порядка 140 млрд рублей.
Вступивший в дискуссию К.Бесчетнов резко заявляет, что он "за" отмену транспортного налога, но против повышения акцизов на бензин. При этом он пускается в общие рассуждения о том, что в России цены на бензин не отражают объективно изменения цен на нефть, а также разницу в курсах валют. "Цены на нефть упали за последние два года в два раза, однако цены на бензин в рознице никак не среагировали на этот тренд. Цепочка от производителей нефтепродуктов до АЗС растягивается за счет посредников, поэтому увеличение цен на бензин на 10 проц по причине увеличения акцизов – слишком оптимистичный сценарий. Цены вырастут больше, насколько – это закрытая тема. Налоговые службы не интересуется тем, как формируется так называемые справедливые цены на моторное топливо", – говорит он. Однако все эти рассуждения больше похожи на политическую агитацию электората справедливороссом и не имеют прямого отношения к заявленной теме о возможной отмене транспортного налога.
Депутат А.Беляков, известный шутник и сочинитель спонтанных эпиграмм, долго молчал и что-то записывал. Как позже выяснилось, он складывал стишок про М.Рохмистрова.
Его выступление в рамках пресс-конференции было антисодержательным. А.Беляков резко заявил, что он видит во всех правительственных начинаниях и предложениях властей, касающихся социально-экономических вопросов, подвох. "Если правительство предлагает увеличить акцизы на бензин, значит это вредно для населения", - похвастался своим дальновидным взглядом он.
Напомним, что правительство, ранее резко возражавшее против включения транспортного налога в стоимость автомобильного топлива, что влечет за собой значительное повышение стоимости "горючки", внезапно диаметрально изменило свой взгляд на вопрос - перед самым обсуждением в Госдуме законопроекта о внесении поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы, не имевшего шансов на одобрение, Минтранс предложил заменить данный сбор акцизами.
На прошлой неделе вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что правительство склоняется к варианту, предполагающему отмену транспортного налога уже со следующего года. Он отметил тогда же, что эти планы правительства связаны с увеличением акцизов на нефтепродукты для пополнения создаваемого с 1 января следующего года федерального бюджетного дорожного фонда.
В начале этой недели глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина постаралась успокоить общественность. "Есть предварительные расчеты, считаем разные сценарии, потому что действительно акцизы на нефтепродукты лучше, чем транспортный налог, но нам важно не допустить резкого роста цен на бензин", - отметила она.
Минфин также в целом поддерживает идею о переходе от транспортного налога к топливным акцизам. Ведомству поручено правительством просчитать финансовые перспективы отмены транспортного налога и компенсации его повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы. На проработку данного вопроса Минфину дан месяц.
Между тем, министр финансов Алексей Кудрин предлагает отходить от транспортного налога поэтапно. "О темпах введения акцизов и отмены транспортного налога сейчас говорить рано. Какими именно этапами и какими ставками будет сопровождаться этот переход, пока сказать тоже нельзя", - сказал на прошлой неделе А.Кудрин.
По данным налоговой службы, сейчас собираемость транспортного налога не превышает 50 проц. Акцизы же собираются всегда в полном объеме, так как они включены в стоимость топлива и взимаются автоматически.
Замдиректора агентства "Автостат" Сергей Удалов считает, что после замены транспортного налога акцизом собираемость средств будет лучше. Левого бензина станет меньше. Однако следить за техническим состоянием своего авто придется больше, ведь если карбюратор плохо отрегулирован, то он больше требует топлива, констатировал Удалов. Акциз будет стимулировать покупку более экономичных современных машин, у которых расход меньше, чем у старых моделей с большим объемом двигателя.
Увы, эксперты отмечают и отрицательные моменты повышения акциза и, как следствие, роста стоимости топлива. В конечном счете, цены на бензоколонках отражаются на стоимости всех продуктов на прилавках, что провоцирует рост инфляции.
Однако рискнем предположить, что правительство, в последнее время, бдительно отслеживая рост инфляции и всякий раз хваля себя за ее поступательное снижение, вряд ли допустит, что в предвыборный период /2011 – 2012 гг/ цены на потребительском рынке резко вырастут. С точки зрения социально-политического хеджирования – это непростительная роскошь для руководства страны, и именно этот факт, а не чисто экономическая логика, позволяет заключить, что власть в очередной раз, к примеру, может договориться с крупнейшими нефтяными компаниями о том, чтобы те резко не повышали цены на нефть и нефтепродукты в период парламентской и президентской кампаний.
"В любом случае, правительство должно определиться с отменой транспортного налога и механизмами его замены до внесения в Госдуму бюджета на следующий год. Поэтому крайний срок – сентябрь, когда мы узнаем правительственную версия замещения транспортного налога", - ответил в заключение дискуссии на вопрос ПРАЙМ-ТАСС М.Рохмистров.