В результате проверки было установлено, что на подготовку и участие сборных команд России в XXI Олимпийских зимних играх и X Паралимпийских зимних играх 2010 года в г. Ванкувере за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из внебюджетных источников было израсходовано около 6,2 млрд. руб., в том числе: 5,8 млрд. руб. - по олимпийским видам спорта и 378 млн. руб. - по паралимпийским. Цена одной олимпийской медали /условно/ составляет не менее 388 млн. руб., цена одной паралимпийской медали /условно/ - не более 10 млн. руб.
Были отмечены проблемы в системе спортивного управления – и организационного, и финансового. В стране в период подготовки к играм в Ванкувере не было единого субъекта, который бы целенаправленно занимался всем циклом "подготовки олимпийских побед" и отвечал за это. Реальное взаимодействие государственных органов, Олимпийского комитета и спортивных федераций началось практически накануне Олимпийских игр. Сам Оргкомитет был создан за десять месяцев до Олимпиады. В результате все необходимые решения принимались с опозданием. Так, Концепция подготовки спортсменов России к XXI Олимпийским зимним играм 2010 г. в г. Ванкувере была принята Росспортом со значительным опозданием и носила формальный характер.
Проверка показала, что система реализации Единого календарного плана спортивных мероприятий, в рамках которого осуществляется подготовка спортсменов, неэффективна, несовершенна, несет в себе коррупционную составляющую и в целом требует кардинальных изменений. Так, в течение всего олимпийского цикла, непосредственным финансированием работ /услуг/, связанных с подготовкой спортсменов, занимались коммерческие организации, фактически выполняющие функции расчетно-кассового центра и насчитывающие в штате несколько человек. Тем не менее, ежегодно в распоряжение указанных организаций поступало 2-3,5 млрд. руб.
Были установлены случаи закупок товаров и услуг у единственного поставщика. Так, в декабре 2009 г. товар, закупленный по госконтракту у единственного поставщика на бесконкурсной основе прошел по бухгалтерским документам как минимум у 4 коммерческих фирм-посредников, которые за свои "услуги" заработали 3 млн. руб.
По результатам проверки Счетной палатой были подготовлены рекомендации и предложения. В частности, была отмечена необходимость разграничить финансирование мероприятий в области массового спорта и мероприятий, связанных с подготовкой спортсменов к участию в Олимпийских играх.
Счетная палата считает необходимым четко распределить полномочия, ответственность и финансы в "треугольнике": Министерство – Олимпийский комитет России – спортивные федерации. Возможно, будет целесообразным считать ответственным за олимпийские результаты и всю систему подготовки сборных Олимпийский комитет России.
Кроме того, отмечалась необходимость программно-целевого подхода в финансировании мероприятий олимпийского цикла, необходимость создания системы внутреннего контроля и антикоррупционной профилактики в Минспорттуризме России и подведомственных ему государственных учреждениях, отвечающих за развитие российского спорта. Субсидирование целесообразно было бы осуществлять на основании трехсторонних соглашений: Олимпийский комитет, министерство, спортивная федерация. При этом в федерациях необходимо наладить качественный финансовый менеджмент и аудит целевых расходов.
Счетная палата выступила с предложением рассмотреть вопрос о создании при Олимпийском комитете России автономной некоммерческой организации с функциями дирекции целевых программ по подготовке российских сборных к Олимпийским играм. Было обращено внимание и на спортивные лотереи, по итогам которых было недополучено 2,5 млрд. руб.
Итоги проверки будут доложены Президенту России. Кроме того, Счетная палата по результатам контрольного мероприятия направила обращения в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации и МВД России, информационные письма в Правительство, ФНС России, Росстрахнадзор, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Общероссийский союз физкультурно-спортивных объединений "Олимпийский комитет России" и мэру Москвы Юрию Лужкову. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания и Правительство России.