Тестирования, проведенные Комитетом европейских органов банковского надзора /CEBS/, показали, что лишь 7 относительно небольших банков должны будут привлечь дополнительный капитал, чтобы противостоять потенциальному экономическому спаду, а еще 4 банка оказались вблизи порогового значения.
Рынки пока что успокоились, но слишком низкий уровень потенциальных убытков, который предполагают тесты, настораживает инвесторов. Прогнозы о том, какие убытки могут понести банки в этом случае, "кажутся нам невероятно низкими и указывают на то, что стресс-тесты на самом деле были не настолько стрессовыми", говорит старший валютный стратег-аналитик Brown Brothers Harriman Вин Тин.
Неоднозначными итоги тестирования признали и немецкие политики.
С одной стороны таким образом формируется доверия к банковской системе и обеспечивается так называемая прозрачность. С другой, - риски все равно остаются.
"Немецкие финансовые институты были и остаются шаткими", - заявил эксперт по финансовым вопросам Герхард Шик в одном из интервью. Капитала в банковской системе явно не достаточно, поэтому необходим "долговой тормоз", приводит слова эксперта Deutsche Welle.
Есть мнение, что стресс-тесты были не достаточно жесткими, поэтому их результаты не дают реального представления о состоянии банковской системы.
"Длившийся около двух месяцев тест состоял в моделировании кризисных сценариев, предполагающих негативное развитие ситуации на рынке суверенных долгов европейских стран и новое ухудшение макроэкономической ситуации, - поясняют в Банке Москвы. Дефолты стран при этом не рассматривались. В такой ситуации у кредитных организаций уровень достаточности капитала первого уровня, согласно условиям, не должен опуститься ниже 6 проц".
По результатам не прошли тестирование 5 банков Испании, один немецкий банк и один греческий.
Общая потребность в капитале проваливших тесты банков оценивается в небольшую сумму –3,5 млрд евро, при том, что ранее обсуждалась сумма порядка 100 млрд евро.
"По нашему мнению, итоги стресс-тестов не добавляют ясности к вопросу об устойчивости европейских банков, - считают аналитики. - Критерии, по которым тестировались банки, сейчас активно критикуются в основном за то, что были относительно мягки и не предполагали ситуацию дефолта страны, в то время как в начале мая именно вопрос зависимости устойчивости европейских банков от возможного дефолта Греции волновал инвесторов в первую очередь".
Что касается негативных результатов Испании, то здесь стресс-тестам подверглось большее число банков /около 90 проц/, в то время как в большинстве европейских стран - чуть более 60 проц, поясняют экономисты. "Если бы доля тестируемых банков в странах Европы была столь же высока, итоги вряд ли были бы лучше испанских, учитывая устойчивость и стабильность банков этой страны в период острой фазы кризиса 2008–2009 гг", - полагают в Банке Москвы.
Результаты стресс-тестов в Европе, несмотря на некоторое разочарование их достаточно мягкими условиями, были лучше ожиданий и смогли оказать поддержку мировым рынкам, признают аналитики.
Напомним, что весенний саммит ЕС принял решение провести стресс-тесты всех без исключения европейских банков. Как отметил на итоговой пресс-конференции саммита ЕС глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, "тесты надежности банков должны проводиться отдельно по каждому европейскому банку. Это отличная идея, которая позволит пресечь все слухи о нестабильности европейской финансовой системы".
В свою очередь, премьер председательствовавшей тогда в ЕС Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро отметил, что "лидеры всех 27 стран ЕС достигли полного согласия по этой идее".
Правда, не все эксперты нашли эту идею отличной. Публикация угрожающих результатов может стать причиной распространения паники с действительно проблемных банков на "здоровые", и кризис примет новую форму, перерастая в кризис ликвидности.
Что касается российского Центробанка, то он рассматривает возможность введения новой системы стресс-тестирования банков с учетом макроэкономики.
"Сейчас мы ведем работу с международными экспертами по возможности внедрения модели стресс-тестирования с учетом факторов макроэкономического развития, которое сейчас используется на Западе. Наша модель этих факторов не учитывает", - сказал директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский. Возможно, уже в этом году ЦБ РФ определится с возможностью принятия данной модели.
По мнению А.Симановского, особых различий в результатах, которые получаются по нынешней модели стресс-тестирования и новой с учетом макроэкономических факторов, не будет.
Банк России с 2010 года возвращается к периодичности проведения стресс-тестов раз в полгода. "Если смотреть на себя вчерашних глазами сегодня, то особой необходимости вводить более частое проведение стресс-тестов в прошлом году не было. Но у нас была большая осторожность в этом вопросе", - сказал А.Симановский.