Ранее сообщалось, что Д.Медведев посетит город Гюмри, где расквартирована 102-ая российская военная база, а также примет участие в саммите глав государств ОДКБ, который, по официальной информации, состоится 21 августа.
102-я российская военная база развернута в 1995 г в Армении в районе города Гюмри в соответствии с межгосударственными договорами на основе соединений Краснознаменного Закавказского военного округа и несет боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. База подчинена Группе российских войск в Закавказье Северо-Кавказского военного округа РФ. Она оснащена зенитным ракетным комплексом С-300 и истребителями МиГ-29. Численность личного состава базы - около 5 тыс человек. Кроме того, российские пограничники охраняют часть государственной границы Армении, главным образом, с Турцией, с которой у Армении отсутствуют дипломатические отношения. Сегодня в группировку погрануправления ФСБ РФ в Армении /58 погранзастав/ входит 4500 человек.
Сообщения о том, что ожидается пролонгация пребывания российской базы в Армении появились через несколько дней после того, как Минобороны России опровергло появившуюся в некоторых СМИ информацию сначала о продаже Россией Азербайджану двух установок С-300, а затем и новость о продаже Москвой тех же С-300 уже Ирану.
В политических кругах как в Ереване, так и Баку довольно сдержанно отреагировали на этот "вал" противоречивой информации. Между тем, в Нагорном Карабахе нашлись политики, которые выступили с призывом пересмотреть отношения Степанакерта с Москвой, причем сделали это довольно виртуозно, призвав армян расторгнуть договор о пребывании российской базы в Армении и заменить ее американской базой.
Между тем, по мнению экспертов, пребывание российских военных в Армении не вызывает отторжения у жителей этой страны. Более того, более 70 проц армян, согласно соцопросам, уверены, что наличие российской базы в их стране обеспечивает их безопасность, причем люди говорили как о турецкой, так и азербайджанской потенциальной угрозе – последняя, понятно, проецируется на карабахскую проблему.
Ранее руководитель представительства Россотрудничества в Армении, советник посольства Российской Федерации в РА Виктор Кривопусков, комментируя возможность изменения формата присутствия российского военного присутствия в Армении в случае открытия армяно-турецкой границы, заявил, что российские войска находятся в республике по просьбе и предложению армянского руководства и отметил, что изменения могут произойти только тогда, когда возникнет конкретная необходимость. "В данном случае я не думаю, что в ближайшее время будет изменение состава российского военного присутствия в Армении",- сказал тогда В.Кривопусков.
Напомним, что в июле этого года в СМИ появилась информация о том, что Турция может открыть на время границу с Арменией в рамках запланированных в Армении военных учений НАТО с 11 по 17 сентября. Однако чуть позже глава МИД Турции Ахмет Давудоглу заявил, что этого не произойдет /граница между Турцией и Арменией закрыта с 1993 г/.
"Я говорил на эту тему с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, отметив, что открытие границы сейчас невозможно, и пусть никто этого не ожидает", - сказал тогда А.Давудоглу. Напомним, что Турция приняла решение участвовать в учениях НАТО в Армении, несмотря на отсутствие дипломатических отношений между странами. В частности, комментируя это решение Анкары, высокопоставленный турецкий дипломат сообщил, что нынешнее состояние отношений Армении и Турции не означает, что последняя, являясь членом НАТО, должна воздержаться от учений, организованных данной организацией.
Эксперты не исключают, что решение Турции участвовать в учениях НАТО в Армении следует рассматривать в контексте последних инициатив Анкары по урегулированию карабахской проблемы.
В Москве, отметим, довольно оперативно отреагировали на участие Турции в натовских учениях в Армении. 20 июля генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа сообщил, что учения Коллективных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности /КСОР ОДКБ/ 2011 года могут также пройти в Армении. По его словам, будет "интересно" провести учения "в подобных условиях". В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Между тем, ранее президент Армении Серж Саргсян отмечал, что стратегическое партнерство с Россией никогда не мешало Армении расширять нормальное и плодотворное сотрудничество как с государствами региона, так и вне региона, а также с международными организациями. "Об этом свидетельствуют объем программ, осуществляемых совместно с Евросоюзом и НАТО, динамически развивающиеся отношения с европейскими государствами, США и Ираном", - пояснял он.
Говоря о присутствии российской военной базы на территории Армении, С.Саргсян заметил, что для любого государства выгоден эффективный суверенитет, а в Южнокавказском регионе этот суверенитет включает в себя участие в эффективных международных и региональных системах безопасности.
"Считаю, что военные базы в наше время не символы гегемонии, а эффективного сотрудничества", - подчеркнул президент.
Таким образом, нынешний армянский лидер дал понять, что о сворачивании российского военного присутствия в Армении речи не идет даже в связи с процессом налаживания армяно-турецких отношений.
Напомним также о заявлении премьер-министра России Владимира Путина о том, что нагорно-карабахский конфликт должен быть решен Арменией и Азербайджаном, без внешнего вмешательства. Более того, российский премьер прямо заявил, что карабахский и армяно-турецкий процессы нельзя связывать друг с другом, поскольку это лишь усложнит ситуацию в регионе.
Поэтому и появление информации о том, что правительство России предлагает президенту Д.Медведеву подписать протокол о продлении сроков дислокации военной базы РФ в Армении, не представляется случайным. Информация о подготовке продления сроков дислокации военной базы РФ в Армении - свидетельство запуска в России внешнеполитической контрлинии, нацеленной на сдерживание Запада и сохранение традиционного внешнеполитического курса, в частности, в отношениях с Ираном и Арменией. Акцент на том, что в функции базы РФ входит защита интересов Армении - очевидный сигнал Азербайджану о невозможности силовой операции, полагают эксперты.
Как сказал ПРАЙМ-ТАСС заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, "любая информация в отношении Армении автоматически адресуется Азербайджану, тем более в такой чувствительной сфере как военная. Но я не стал бы говорить о том, что решение о продлении срока дислокации российской базы в Армении следует считать чем-то сенсационным. Скорее, подвох был бы в том случае, если бы этого не произошло". "Что касается вопроса о том, как поведут себя российские военные в случае, если начнется война между Азербайджаном и Арменией, то они не должны вмешиваться в этот конфликт. До сегодняшнего дня база в Армении была предназначена для отражения возможных атак на Армению Турции, хотя армяне, безусловно, оказывают давление на Баку, анонсируя подписание протокола о продлении срока пребывания российской базы в их стране", - отмечает он.
Нагорно-карабахский конфликт, наиболее разрушительный по своим последствиям на пространстве СНГ, возник в феврале 1988 года. Созданная на территории Азербайджана Нагорно-Карабахская автономная область объявила о намерении выйти из состава Азербайджанской ССР и войти в Армению. Это привело к открытому вооруженному противостоянию в регионе в начале 90-х годов прошлого века.
10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором 99,89 проц населения высказалось за полную независимость от Азербайджана. После этого начались широкомасштабные военные действия, в результате которых Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года, после подписания в Бишкеке договора о перемирии, боевые действия прекратились. С 1992 года переговоры по мирному урегулированию ведутся в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе /ОБСЕ/, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, а Армения защищает интересы Карабаха, который не является стороной переговоров. На протяжении всего переговорного процесса позиции сторон в основе своей остаются неизменными. Баку настаивает на освобождении занятых азербайджанских территорий и возвращении беженцев, а только затем считает необходимым переходить к определению статуса Нагорного Карабаха. Азербайджан готов предоставить этому региону самый высокий статус автономии в составе своей республики.