Рейтинг@Mail.ru
Скорое возвращение Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии невозможно - эксперты - 12.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Скорое возвращение Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии невозможно - эксперты

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Вторую годовщину пятидневной войны в Южной Осетии ее участники встречают во всеоружии – Тбилиси не хочет выполнять требование Цхинвали и подписать соглашение о неприменении силы, отказываясь, таким образом, признать факт грузинской агрессии в отношении Южной Осетии. Более того, с "легкой руки" госсекретаря США Хиллари Клинтон, в политическом лексиконе грузинских властей прочно застряло слово "оккупация" – месяц назад во время визита в Тбилиси она заявила о необходимости восстановить территориальную целостность Грузии, вернув в ее состав оккупированные территории. Следует ли считать, что влиятельный представитель нынешней американской администрации призывает президента Грузии Михаила Саакашвили начать новую войну? Маловероятно. Скорее, Х.Клинтон отрабатывает устойчивый политический сценарий, согласно которому за США закреплена роль политического оппонента России на Кавказе. Между тем, эксперты полагают, что в ближайшее время реинтеграция Абхазии и Южной Осетии в Грузию невозможна, объясняя, что признав независимость этих республик осенью 2008 года, Москва отрезала себе все пути в обратном направлении.

Как заявил накануне президент России Дмитрий Медведев, пока у власти в Грузии находится М.Саакашвили, никаких контактов между Москвой и Тбилиси на высшем политическом уровне быть не может. По его словам, отношения с Грузией могут быть восстановлены только после того, как М.Саакашвили покинет свой пост и на смену ему придет другой президент.

Между тем, российское руководство не оставляет попыток доказать западному международному сообществу правомерность ответа России на агрессию Грузии.

По словам Д.Медведева, "сейчас со странами ЕС и другими государствами у нас приличное взаимодействие по всем вопросам. Мы обсуждаем и вопросы кавказского кризиса. В чем-то у нас остаются разные подходы, но, в любом случае, если говорить откровенно, во время обсуждения без прессы, в узком составе практически все, с кем мне доводилось обсуждать этот вопрос, признают и факт агрессии, и правомерность такого ответа",- сказал Д.Медведев. Он отметил, что такие оценки по разным причинам не даются публично. Последним своим замечанием глава российского государства еще раз доказывает, что согласно расписанному политическому сценарию ни США, ни Европа никогда не откажутся от поддержки своих союзников на Кавказе, к коим причисляют Грузию.

Президент России уверен, что Грузия с одной стороны и Южная Осетия и Абхазия – с другой должны заключить соглашение о неприменении силы. Этот вопрос в ходе Женевских дискуссий по урегулированию ситуации в Закавказье регулярно поднимают югоосетинская и абхазская стороны, но Грузия документ пока не подписывает. "На таком соглашении Россия изначально настаивала. К сожалению, грузинское руководство на подписание такого документа пока не пошло. Я уверен, что соглашение по этому поводу разрядило бы ситуацию в этом районе Кавказа", - полагает Д.Медведев.

Отметим, что Женевские консультации с Грузией Россия проводит, исходя из соглашения, достигнутого президентами России и Франции Дмитрием Медведевым и Николя Саркози после войны в августе 2008 года. До сих пор ни одна из встреч представителей сторон конфликта не завершалась сообщениями о каком-либо прогрессе.

Достичь хоть какого-то намека на консенсус по механизмам неприменения силы и международной безопасности на состоявшемся 26-27 июля очередном, 12-м раунде Женевских консультаций по вопросам безопасности и стабильности на Кавказе также не удалось. В частности, делегация Грузии призвала Россию "полностью выполнить все пункты подписанного 12 августа 2008 года соглашения о прекращении огня и начать вывод своих войск с оккупированных грузинских территорий".

В свою очередь, МИД России настаивает на том, что говорить о "российской оккупации" Грузии безосновательно, так как российских военных там нет

"На территории Грузии нет ни одного российского военного. В регионе есть российские войска, но они присутствуют на территории Абхазии и Южной Осетии, которые отделились от Грузии в результате агрессии, инициированной режимом Саакашвили", - отмечал ранее официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко.

"При этом Абхазия и Южная Осетия управляются законной властью, и российские войска находятся там на основании соответствующих двусторонних договорённостей. Надеюсь, наши партнёры учтут эти реалии", - добавил он.

В свою очередь, постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин прямо говорит о том, что НАТО уклоняется от обсуждения темы Грузии и войны 2008 года в рамках политических контактов с Россией. "В Совете Россия-НАТО у нас с нашими партнерами из альянса достигнуто понимание, что нет таких тем, которые не могли бы попасть в поле нашей дискуссии. Тема Абхазии и Южной Осетии, Грузии, конфликта 2008 года поднималась мной неоднократно на посольских заседаниях как Совета Россия-НАТО, так и Совета Евроатлантического партнерства /СЕАП/, однако со стороны партнеров я не видел никакого желания ее развивать. Это можно объяснить двояко. Во-первых, внутри НАТО есть понимание, что с Грузией надо иметь дело, не форсируя публичную сторону этих отношений, а во-вторых, они опасаются обсуждать эту тему с Россией, полагая, что она может антагонизировать наши отношения, а портить отношения с Россией странам НАТО сейчас очень не хочется. Альянс наоборот пытается по отдельным направлениям замириться с Россией, поэтому лишний публичный шум вокруг такой проблемной темы им не нужен", - сообщил Д.Рогозин.

Сразу после проведения Россией операции по принуждению Грузии к миру в Южной Осетии, начавшейся 8 августа 2008 года, США заблокировали работу Совета Россия-НАТО. На собранном в рекордные сроки экстренном заседании Североатлантического совета на уровне министров иностранных дел альянс осудил "диспропорциональное применение силы" Россией в отношении Грузии. Пытаясь оказать давление на Россию, альянс объявил, что не намерен вести дела с Россией, "как будто ничего не произошло", и заморозил работу совета и военное сотрудничество с Россией, напомнил Д.Рогозин.

Уже в декабре 2008 года, на встрече глав МИД альянс переосмыслил свою позицию и объявил о поэтапном восстановлении отношений с РФ. Политический диалог начал возобновляться с 30 апреля 2009 года, когда состоялось первое заседание Совета Россия-НАТО на уровне послов, а военное сотрудничество было возобновлено в январе 2010 года.

Что касается Грузии, то, несмотря на звучавшие осенью 2008 года призывы ряда государств НАТО обеспечить прием этой страны в альянс по ускоренной программе, большинство континентальных западноевропейских государств альянса выступили категорически против этого. Сегодня официальный прием Грузии в НАТО фактически невозможен, поскольку членом альянса не может стать государство, имеющее неурегулированные территориальные проблемы. Вместе с тем альянс при каждом удобном случае подтверждает, что остается в силе решение саммита НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года, на котором альянс пообещал Грузии и Украине "со временем стать членами НАТО", никак не определив временных рамок этого процесса. По мнению Д.Рогозина, именно это обещание стало важным фактором, спровоцировавшим агрессию Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года. По его оценке, М.Саакашвили "однозначно воспринял это обещание как сигнал о необходимости в скорейшие сроки подчинить Тбилиси неподконтрольные регионы".

Кроме того, Д.Рогозин подчеркнул, что страны НАТО сегодня пытаются содействовать реинтеграции Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии. "Грузии оказывается массированная экономическая помощь, чтобы она на границах Южной Осетии демонстративно выстраивала "витрину грузинского капитализма", чтобы соблазнить своими достижениями жителей новых республик", - сказал российский постпред.

Сразу отметим, что Москва также оказывает экономическую помощь Южной Осетии и Абхазии. В частности, сегодня премьер-министр РФ Владимир Путин поручил первому вице-премьеру правительства Игорю Шувалову проработать вопрос гармонизации законодательства в сфере экономики между Россией, Южной Осетией и Абхазией.

"Мы посмотрели в Республике Абхазия все те объекты, которые были построены либо восстановлены при помощи бюджета РФ", - сказал первый вице-премьер. "Мы учли некоторые замечания, которые были высказаны как с российской стороны, так и абхазской", - сообщил он. "В целом абхазская сторона ставит вопрос о необходимости развития торгово-экономического сотрудничества с тем, чтобы Российская Федерации помогла нарастить экономический потенциал республики; для этого есть все возможности", - считает И.Шувалов.

В преддверии второй годовщины войны в Южной Осетии эксперты пытаются проанализировать политические уроки этого регионального конфликта на Кавказе и пытаются определить вектор развития событий вокруг грузино-осетинской проблемы.

Так, член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко, считает, что "пятидневная война" августа 2008 года показала, что Россия может ударить, и ей позволили ударить". "Никакой серьезной реакции я не увидел, и то, что произошло, необратимо. Ни Абхазия, ни Южная Осетия в состав Грузии не вернутся, пока Россия жива", - считает А.Малашенко.

Еще одним положительным итогом войны, по мнению эксперта, стало то, что российские военные смогли профессионально взглянуть на проблемы армии в период ведения боевых действий.

Член Общественной палаты РФ, журналист Максим Шевченко напомнил, что война 2008 года стала закономерным продолжением войн 1992 года в Абхазии и Южной Осетии, ответственность за которые лежит на тогдашнем руководстве Грузии, в том числе лично на Звиаде Гамсахурдии и Эдуарде Шеварднадзе. По его мнению, эти войны использовались западными державами в качестве инструмента давления на Россию.

Руководитель российского Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, говоря об итогах войны, отметил, что Россия защитила народы Южной Осетии и Абхазии от вооруженного подавления и возможного геноцида, а также продемонстрировала, что отныне ее слова не расходятся с делом. К отрицательным итогам войны А.Цыганок, отнес то, что России не удалось "застолбить российское видение конфликта за рубежом".

Директор по программам России и Евразии в британском Королевском институте международных отношений Джеймс Шерр также заметил, что сразу после конфликта в Южной Осетии, несмотря на различные противоречия, в мире было понимание мощи России, и очень мало кто на Западе считал, "что приятно иметь настолько сильного соседа".

Говоря о возможных путях развития Кавказа, лектор департамента изучения военных конфликтов в King's College в Лондоне, специалист по вопросам безопасности и конфликтов на территориях Северного и Южного Кавказа, Центральной Азии и в России Домитилла Саграмоссо обратила внимание, что сейчас и в ближайшем будущем нет условий для переговоров между Россией и Грузией. "Поэтому на данный момент очень мало, что можно сделать", - сказала она.

Чтобы сделать возможными хоть какое-то продвижение вперед Д.Саграмоссо призвала "сблизить позиции и не настаивать на том статусе, который был до войны". Впрочем, она сама признала, что это вряд ли будет возможно, поскольку США поддерживают Грузию, заявляя, что она находится под оккупацией. Что же касается российско-грузинских отношений, то, по мнению М.Шевченко, изменения к лучшему могут начаться после отстранения от власти нынешнего президента Грузии М.Саакашвили.

При этом ряд политологов считают, что сегодня в Грузии нет ни одного влиятельного политика, в том числе и из числа оппозиции, который бы закрыл вопрос о целостности Грузии и согласился с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, по прогнозам экспертов, реальные шансы стать следующим президентом Грузии есть у нынешнего мэра Тбилиси Гиги Угулавы, которого политическая элита Грузии называет ставленником М.Саакашвили.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала