Инфляция потребительских цен за неделю с 3 по 9 августа 2010 года составила 0,2 проц, что отражает ускорение относительно показателя в 0,1 проц, сохранявшегося в течение длительного времени /на протяжении 20 недель темпы инфляции не превышали 0,1 проц/. С начала 2010 года инфляция составляет 5 проц.
"В августе 2009 года темпы инфляции впервые за год снизились до нуля и продержались на этой отметке до ноября. Таким образом, замедление инфляции в годовом исчислении прекратилось, и в дальнейшем мы ожидаем роста показателя", - отмечает Мария Помельникова из НБ "Траст".
В период с 3 по 9 августа подорожали многие виды продуктов, стоимость которых зависит от цен на зерно /которое используется либо как корм, либо как сырье/. Рост цен на данную продукцию нивелировал сезонное падение стоимости фруктов и овощей /за указанный период цены на овощи снизились более чем на 2 проц/. Молоко подорожало на 1,2 проц, масло – на 0,8 проц, мука – на 2,4 проц, а хлеб – на 0,3-0,4 проц. Стоимость других продуктов, производство которых может пострадать от засухи, также заметно возросла. По данным ряда СМИ, в 2010 году ожидается снижение предложения гречневой крупы, стоимость которой продолжает расти и прибавила 7 проц за одну неделю. Предложение сахара, по всей вероятности, уменьшится на фоне сокращения урожая сахарной свеклы в России в 2010 году.
Из-за отсутствия метеорологической статистики, к сожалению, невозможно оценить в какой части рост цен является рыночным, а в какой – происходит спекулятивное их вздутие под предлогом жары, рассуждает директор Центра экономических исследований "Московской финансово-промышленной академии" /ЦЭИ МФПА/ Сергей Моисеев. "Но, по всей видимости, в этом году мы не увидим сезонной плодоовощной дефляции, приходящейся на июль–сентябрь каждого года. В результате, к концу лета цены на продукты питания могут вырасти на 15–20 проц", - отмечает С.Моисеев. Последние два года цены на сельхозпродукцию непрерывно падали, а отраслевые индексы цен находились ниже уровня индекса потребительских цен, напоминает он.
При этом С.Моисеев считает, что гораздо более серьезная угроза /в плане роста инфляции – прим ред/ - удорожание кормов, что "по цепочке" приведет к удорожанию молока, мяса, кондитерских изделий и, наконец, водки. Однако если цены на продукцию сельского хозяйства сразу отражаются на потребительской инфляции, то влияние дорогих кормов на цены на конечную продукцию являются отсроченным. "Эффект от удорожания кормов проявится с опозданием пять-девять месяцев и будет вдвое больше, чем от удорожания сельхозпродукции", - дают прогноз в ЦЭИ МФПА.
"К настоящему времени последствия засухи еще не проявились в полной мере, и ее влияние на инфляцию можно будет точнее оценить осенью. Таким образом, мы полагаем, что стабилизация инфляции потребует времени, и сомневаемся, что прежняя тенденция восстановится в ближайшем будущем", - отмечает М.Помельникова.
"Давать количественные оценки будущего ценового эффекта засухи сложно, поскольку прогнозная способность у таких моделей невысока. Тем не менее, можно условно оценить влияние засухи на инфляцию: от 0,5 проц до 1,5 проц годового прироста индекса потребительских цен", - полагает С.Моисеев.
Итак, аналитики сходятся во мнении, что основной эффект климатической аномалии придется на конец 2010 – начало 2011 годов, разнятся лишь оценки роста инфляции в абсолютных цифрах. В частности, "Центр развития" ожидает к концу года рост инфляции с 6 проц до 9 проц, но эти оценки пока кажутся завышенными. Во-первых, влияние "агроинфляции" на конечное потребление домохозяйств ограничено и неустойчиво. По наблюдениям за 2000–2010 годы, доля продовольствия в составе потребительской корзины домохозяйств колеблется от 30 проц до 50 проц в зависимости от достатка семьи. Эконометрические оценки показывают, что вклад аграрной компоненты в потребительскую инфляцию непостоянен: от 15 проц до 30 проц.
Какой будет ответная реакция Центробанка РФ, задается вопросом С.Моисеев. Экономическая теория предписывает банку игнорировать так называемые "идиосинкратические" /уникальные специфические/ шоки. Его должны заботить общие шоки, с которыми сталкивается экономика в целом. "Если климатическая аномалия приведет к заметному росту инфляции, Банку России придется в конце года применить меры: увеличить обязательные резервные требования и ставку рефинансирования. Однако если шок будет носить временный характер /и есть все основания думать, что будет именно так/, параметры денежно-кредитной политики останутся без изменений", - рассуждает С.Моисеев. Предварительные итоги можно будет подвести в сентябре, когда ценовая статистика отразит первую реакцию экономики на засуху, заключает он.