Третий выпуск, Москва, 2010
О проекте
В состав Редакционного Совета "Национального доклада" приглашаются известные политики и бизнесмены.
В 2010 г. членами Редакционного Совета стали: Андрей Бугров /"Интеррос"/, Владимир Дмитриев, /Внешэкономбанк/; Владимир Евтушенков /АФК "Система"/; Константин Корищенко /ММВБ/; Андрей Костин /ВТБ/, Анна Попова, Статс-секретарь, Заместитель Министра экономического развития РФ; Владимир Потанин /"Интеррос"/, Пол Херберт /"Группа Илим"/; Александр Шохин /РСПП/; Игорь Юргенс /ИНСОР/. Предисловие к Докладу написал Джеймс Вульфенсон, президент Группы Всемирного Банка в 1995-2005 гг., который внимательно ознакомился с монографией в рукописи.
Как и в двух предыдущих выпусках /2008 и 2009 гг./, в монографии нашли отражение основные тенденции развития практики и законодательного регулирования в отечественном корпоративном управлении за 2009 г, углубленно проанализированы те его отдельные компоненты, которые наиболее актуальны в контексте текущей экономической ситуации.
Авторы доклада представляют ведущие российские академические центры: ГУ-ВШЭ, МГУ им.М.В.Ломоносова, Фонд "Бюро Экономического анализа" и др., а также рейтинговую компанию Standard&Poor’s. Новейшие тенденции в развитии корпоративного законодательства рассмотрены, с одной стороны, независимыми экспертами, с другой - представителями Министерства экономического развития РФ.
В понедельник, 4 октября 2010 г. на площадке ИНСОР состоится экспертное обсуждение третьего выпуска доклада с участием представителей государства, бизнеса и экспертов.
Содержание
Третий выпуск "Национального доклада по корпоративному управлению" состоит из восьми глав.
Авторы первой главы взяли на себя непростую задачу проанализировать особенности поведения российских компаний в предкризисный период, их реакцию на кризис, практические действия компаний и действия государства по поддержке экономики.
В разделе поднимается несколько актуальных проблем. Во-первых, кризис обострил взаимоотношения по оси "собственник-менеджмент". Стимулирование менеджеров с упором на рост капитализации активов создавало "эффект краткосрочности" и нивелировало иные ориентиры устойчивого перспективного развития. Во-вторых, кризис показал, что оценка стоимости корпорации только со стороны рынка может быть необъективной. Наконец, в-третьих, авторы ставят вопрос о новой модели организации крупного бизнеса, которая отличалась бы от нынешней модели корпорации /своего рода, "мини-СССР"/. Интересными представляются идеи повышения устойчивости компании за счет разного рода альянсов с ключевыми, но "нетипичными" до сих пор стейкхолдерами. В частности, приводится пример концерна "Фольксваген", где принята нестандартная схема корпоративного управления /с солидным участием местных властей и трудового коллектива/. Это более затратно, но, как оказалось, более эффективно. Как теперь очевидно, "Фольксваген" проходит через кризис с меньшими потерями, чем коллеги по отрасли /стр.56/.
Вторая глава доклада носит дискуссионный характер, что очевидно уже из ее названия: "Корпоративное управление: жизнь без эталонов?". Она поднимает проблему статуса стандартов и эталонов, используемых для оценки качества корпоративного управления. Поскольку кризис показал, что "лекала", сформировавшихся в рамках англо-саксонской модели корпоративного управления, "не сработали", ставится вопрос о создании множественности национальных эталонов такого рода /рейтинги и пр./, в т.ч. российского. "Практика присвоения кредитных рейтингов показала, что в попытке выработать идеальную модель, которая была бы настолько унифицированной, что национальные особенности не имели значения, возможно, была переоценена роль отдельных показателей, в том числе имеющих отношение к корпоративному управлению. В 2008 г. такие компании, как Lehman Brothers, Merrill Lynch или AIG, еще за месяц до своего краха имевшие рейтинги инвестиционной категории, воспринимались как определенный эталон практики корпоративного управления" /стр. 65/.
Третья глава рассматривает особенности управления финансовыми рисками в коммерческих организациях в условиях кризиса.
Четвертая глава доклада может быть отнесена к наиболее интересным. По заказу НСКУ эксперты компании Standard&Poor’s на большом фактическом материале сделали специальное исследование, посвященное практике системы вознаграждений топ-менеджеров и членов советов директоров в российских компаниях. Представлен анализ российских и западных трендов в этой области, норм раскрытия информации, отраслевых особенностей, степени увязки уровней вознаграждения и финансовых показателей компании.
Пятая, шестая и седьмая главы касаются последних изменений и перспектив развития корпоративного законодательства и могут представить большой интерес для юристов. Как уже было отмечено, эта тематика рассмотрена, с одной стороны, независимыми экспертами, с другой - представителями Министерства экономического развития РФ.
Наконец, в качестве отдельной /восьмой/ главы доклада опубликовано исследование, которое НСКУ и Российско-Британская торговая палата провели среди иностранцев, работающих топ-менеджерами / членами советов директоров крупнейших российских компаний. Цель проекта, осуществленного в России впервые, - посмотреть глазами иностранцев на российскую деловую культуру и особенности управленческой практики . В итоговый текст исследования вошли оценки и мнения иностранцев, не всегда лицеприятные и порой откровенно критические.