Концепция разработана в соответствии со статьей 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Целью концепции является создание условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма путем реализации мер, направленных на снижение потребления табака и уменьшение его воздействия на человека. Итогом реализации концепции является создание условий для дальнейшего постоянного снижения распространенности потребления табака среди населения, что позволит в долгосрочной перспективе снизить уровень распространенности потребления табака среди населения РФ до 25 проц, а также достичь ежегодного снижения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака.
В качестве целевых ориентиров при реализации мероприятий по снижению потребления табака в РФ на среднесрочную перспективу к 2015 г должны стать: снижение распространенности потребления табака среди населения на 10-15 проц, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами; снижение доли граждан, подвергающихся воздействию табачного дыма, на 50 проц с достижением полной защиты от воздействия табачного дыма на территориях образовательных учреждений, медицинских, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры и во всех закрытых помещениях; повышение осведомленности населения о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака, и охват антитабачной пропагандой 90 проц населения; поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление равных ставок акцизов для сигарет с фильтром и без фильтра, включая увеличение адвалорной и специфической ставок акцизов, с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Реализация концепции основывается на следующих основных принципах: главенство права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья, признание права граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма; приоритетность защиты здоровья граждан над интересами табачной промышленности; системный подход при формировании мероприятий, направленных на снижение потребления табака; международное сотрудничество и взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, представителей бизнеса и граждан, не связанных с табачными компаниями; информационная открытость и независимость оценки результатов реализации концепции; непрерывность и последовательность в реализации мероприятий, направленных на снижение потребления табака, с учетом достигнутых результатов.
Как говорится в концепции, "повышение цен на сигареты и другие табачные изделия ведет к сокращению числа граждан, потребляющих табак, и к сокращению количества потребляемого табака теми, кто продолжает его потреблять. Повышение цен на табачные изделия является особенно эффективным способом для предотвращения или сокращения потребления табака среди детей, подростков и малоимущих граждан".
Поэтапное повышение акцизов на табачные изделия должно обеспечить в РФ средний уровень налогообложения табачных изделий среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Основными ценовыми и налоговыми мерами по сокращению спроса на табак являются: проведение согласованной налоговой политики в отношении табачной продукции на территории единого экономического пространства Таможенного союза; увеличение ставок акциза на табачные изделия, обеспечивающих повышение и поддержание высоких цен на табачные изделия; повышение ставок налогообложения преимущественно за счет взимания налога на уровне производителя и их дальнейший регулярный пересмотр в сторону увеличения, опережающий уровень инфляции с учетом покупательской способности потребителей; равномерное повышение налогов на все виды табачных изделий; введение запрета на все виды безналоговых и беспошлинных продаж табачных изделий.
Основными мерами по защите от воздействия табачного дыма являются:
- введение полного запрета на курение табака на территории и в помещениях образовательных учреждений; во всех видах городского и пригородного транспорта, включая городской и пригородный водный транспорт, а также воздушный транспорт, в помещениях инфраструктуры железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэровокзалов и других вокзалов, мест и пунктов ожидания транспорта; на территории и в помещениях организаций здравоохранения; на территории и в помещениях организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций и на спортивных объектах; в местах массового отдыха и большого скопления людей, при проведении спортивно-зрелищных мероприятий; в помещениях организаций общественного питания, в организациях, осуществляющих деятельность по оказанию услуг населению, в том числе развлекательных; в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления; на рабочих местах и в зонах, организованных в закрытых помещениях;
- введение на переходный период требований и нормативов для организации мест /изолированных помещений/ для курения табака в ресторанах, барах, кафе, развлекательных клубах, торговых центрах, гостиницах и транспорте дальнего следования, оснащения их эффективными вентиляционными системами;
- проведение информационных и обучающих кампаний о вредном воздействии курения табака и табачного дыма на организм человека;
- совершенствование гигиенического нормирования веществ, поступающих в атмосферный воздух и воздух закрытых помещений с табачным дымом;
- осуществление надлежащего контроля /надзора/ за соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ в области ограничения потребления табака.
Основными мерами по снижению количества вредных веществ в табачных изделиях и информированию потребителей табака являются:
- разработка и утверждение нормативов содержания токсических составляющих в табачных изделиях и методов их контроля;
- установление принципов и методов проведения испытаний табачных изделий, измерения их состава и выделяемых ими веществ в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения;
- установление перечня веществ, в отношении которых должна предоставляться информация о результатах испытаний при анализе состава табачных изделий;
- осуществление лабораторного контроля и мониторинга ингредиентов и веществ, выделяемых табачными изделиями в процессе их потребления;
- предоставление производителями и импортерами табачных изделий в Министерство здравоохранения и социального развития РФ отчетов о составе табачных изделий, объеме и составе веществ, выделяемых табачными изделиями в процессе их потребления, содержании используемого сырья, остаточных пестицидов, загрязнителей, вкусовых добавок и других веществ, используемых при переработке табака;
- введение полного запрета на классификацию табачных изделий по уровню содержания токсических веществ, воздействия на здоровье или риска для здоровья и использование ложной информации и информации, вводящей в заблуждение потребителей, включая использование описаний, торговых марок, иных знаков, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия, вызывают ассоциацию табачного изделия с пищевым продуктом или лекарственным средством, включая лекарственные травы, в том числе того, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта или лекарственного средства, включая лекарственные травы, путем использования таких слов и словосочетаний, как, например, "вишня", "клубника", "яблоко", "шоколад", "мята", слов, однокоренных таким словам, аналогов таких слов на иностранных языках, транслитерируемых с иностранных языков на русский язык аналогов таких слов, а также употребление слов и словосочетаний "с низким содержанием смол", "легкие", "ультра-легкие", "мягкие" или других аналогичных вводящих в заблуждение слов и словосочетаний;
- увеличение эффективности обязательных предупреждений на пачках и упаковках о вреде для здоровья потребления табака, в том числе путем размещения графических и фотографических изображений;
- снижение уровня концентрации измеряемых в стандартизованных условиях токсических составляющих табачного дыма, а также веществ, выделяемых некурительными табачными изделиями;
- запрещение продажи табачных изделий, состав которых не соответствует нормативным требованиям.
Основными мерами по информированию населения о вреде потребления табака являются:
- повышение осознания риска развития тяжелых хронических заболеваний, а также развития табачной зависимости у человека в результате потребления табака, включая пассивное курение;
- разъяснение особенностей влияния табака на развитие детского организма, физиологически обусловленных причин необходимости организации повышенной защиты детей, подростков и беременных женщин от потребления табака;
- разрушение имиджа табака как современного и модного атрибута жизни, признание потребление табака неприемлемым для общества;
- создание положительного примера некурящей семьи, а также разъяснение влияния потребления табака родителями на приобщение детей и подростков к потреблению табака;
- разработка и установление механизма координации информационных и обучающих программ и кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных категорий населения, особенно детей, подростков и беременных женщин;
- подготовка работников здравоохранения, образования, социальной сферы, средств массовой информации для осуществления разъяснительной работы о пагубном воздействии табака на здоровье;
- повышение ответственности работодателей за курение работников на рабочих местах;
- разъяснение населению методов, используемых табачными компаниями для привлечения различных групп населения к потреблению табака и поддержанию их приверженности данной привычке;
- укрепление инфраструктуры и потенциала организаций, отвечающих за санитарное просвещение, совершенствование методов их работы и программ обучения;
- разработка и реализация специальных медиапроектов, направленных на различные группы населения, с использованием средств коммуникации;
- разработка и размещение социальной рекламы, подготовка и издание научно-популярной литературы, направленной на антитабачную пропаганду, распространение их через средства массовой информации, медицинские, образовательные и торговые организации, библиотеки;
- разработка и внедрение механизмов экспертизы информационных проектов, воспитательных, образовательных и игровых программ антитабачной направленности;
- привлечение институтов гражданского общества к информированию о вредном воздействии табака и развитию мотивации к отказу от потребления табака среди взрослого населения.
Поэтапный запрет на рекламу, спонсорство и стимулирование продажи табачных изделий должен применяться к любым формам передачи коммерческой информации, рекомендаций или действий и к любым видам вклада в событие или мероприятие с целью, результатом или вероятным результатом прямого либо косвенного стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака.
Основными мерами, направленными на поэтапный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий, являются:
- введение полного запрета на внутреннюю и трансграничную рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий, а также осуществление контроля и мер административной ответственности за его нарушение;
- введение запрета на использование табачных торговых марок в отношении продукции, не относящейся к табачной;
- создание механизма постоянного информирования распространителей рекламы о воздействии рекламы на увеличение распространения потребления табачных изделий и вовлечение новых потребителей табака, особенно детей, молодежи и женщин, и стимулирование распространителей рекламы к замене рекламы табака на другие виды рекламы;
- создание механизма, препятствующего распространению в качестве социальной рекламы любых форм рекламы табака или рекламы антитабачной направленности, разработанной при участии или поддержке табачных компаний.
Мерами по организации медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака, и лечения табачной зависимости являются:
- оказание медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака, различным категориям населения, в том числе детям, подросткам и беременным женщинам;
- создание бесплатной доступной консультативной телефонной линии по оказанию помощи, направленной на отказ от потребления табака;
- включение методов отказа от потребления табака в стандарты и протоколы лечения заболеваний, для которых табак является фактором риска;
- разработка и внедрение программ и технологий мотивирования лиц к отказу от потребления табака;
- обеспечение доступности современных фармакологических препаратов, применяемых для лечения табачной зависимости;
- информирование населения об эффективных методах отказа от потребления табака и о медицинских организациях, оказывающих соответствующую помощь;
- разработка и включение в образовательные стандарты и программы медицинских средних специальных и высших учебных заведений разделов, включающих сведения о влиянии потребления табака на здоровье человека, развитии и течении заболеваний, диагностике и профилактике заболеваний, вызванных потреблением табака, а также об оказании медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака;
- организация постоянного последипломного обучения медицинских работников современным методам оказания медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака;
- проведение научных исследований в области изучения воздействия табака на организм человека и повышения эффективности лечебно-профилактических программ, предусматривающих отказ от потребления табака, оценка их эффективности.
Мерами по предотвращению незаконной торговли табачными изделиями являются:
- ликвидация всех форм незаконной торговли табачными изделиями, включая контрабанду, незаконное производство и подделку;
- обеспечение маркировки табачных изделий в соответствии с установленными требованиями /с указанием места и даты их производства и другой информации/;
- определение и установление мер по ограничению ввоза табачных изделий, их производства, транспортировки, хранения, оптовой и розничной торговли табачными изделиями;
- повышение ответственности за нелегальное производство табачных изделий, их контрабанду и незаконную торговлю табачными изделиями;
- уничтожение конфискованного производственного оборудования, контрафактных и контрабандных табачных изделий в соответствии с законодательством РФ;
- организация работы межведомственной экспертной группы по незаконной торговле, нелегальному производству и контрабанде табачных изделий;
- осуществление межведомственного, регионального и международного сотрудничества, необходимого для недопущения незаконной торговли табачными изделиями;
- осуществление международного сотрудничества в области мониторинга и сбора данных о трансграничной торговле табачными изделиями, включая незаконную торговлю, а также обмен информацией между таможенными, налоговыми и иными органами в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями;
- оценка эффективности мер по пресечению незаконной торговли табачными изделиями, постоянное совершенствование таких мер.
Мерами по недопущению продажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними являются:
- организация продажи табачных изделий в специально отведенных торговых местах, исключающих прямой доступ к ним несовершеннолетних;
- усиление контроля за размещением объявлений о запрете продажи табачных изделий несовершеннолетним;
- введение запрета на изготовление, продажу и распространение конфет, жевательных резинок, игрушек и иных продуктовых и непродовольственных товаров в форме табачных изделий или с использованием логотипов или цветов табачных марок и табачных компаний;
- введение запрета продажи всех видов табачных изделий в кафе, интернет-кафе, танцевальных и развлекательных клубах, во время проведения культурно-массовых мероприятий и в других местах, где в основном собираются лица, не достигшие 18 лет;
- наделение продавцов табачных изделий правом требовать документ, подтверждающий совершеннолетие покупателя, в случае сомнения относительно его возраста, а также усиление ответственности за продажу табачной продукции несовершеннолетним;
- усиление ответственности за нарушение правил торговли табачными изделиями, в том числе за продажу сигарет поштучно или в небольших упаковках, а также с использованием автоматов;
- усиление ответственности за розничную продажу табачных изделий через интернет-магазины, рассылку по почте и другими способами дистанционной торговли, а также внедрение механизма контроля;
- введение запрета на распространение бесплатных табачных изделий;
- введение запрета на привлечение лиц, не достигших 18 лет, к продаже, распространению и рекламированию табачных изделий;
- повышение информированности об ответственности торговых работников, дистрибьюторов, рекламных агентов за продажу и распространение табачных изделий среди лиц, не достигших 18 лет;
- совершенствование механизма контроля за выполнением запрета продажи табачных изделий несовершеннолетними и усиление ответственности за их нарушение.
Формирование современной системы мониторинга предусматривает: проведение научных медико-профилактических и социально-экономических исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, а также воздействия табачного дыма; установление показателей и индикаторов, включающих данные о распространенности и уровне потребления всех форм табака различными группами населения, внедряемых мерах, маркетинговых действиях по продвижению товара и лоббированию со стороны табачных компаний, а также об иных социально-экономических показателях и показателях здоровья; организацию деятельности по сбору и анализу данных о потреблении табака; обязательное отражение в медицинской документации записей об отношении пациента к потреблению табака и соответствующих данных в формах статистического учета и отчетности.
Ответственным за координацию деятельности по реализации концепции является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Реализация концепции осуществляется органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в установленной сфере деятельности. При реализации концепции соответствующие органы государственной власти представляют в Минздравсоцразвития РФ промежуточную отчетность о фактически достигнутых значениях целевых ориентиров в отношении потребления табака в РФ, проблемах и рисках, а также о предпринимаемых мерах по их преодолению.
Для осуществления эффективного управления и контроля выполнения плана мероприятий по реализации концепции на федеральном уровне в каждом заинтересованном федеральном органе исполнительной власти должны определяться ответственные должностные лица и соответствующие подразделения.
На региональном уровне управление, координация и контроль за ходом выполнения мероприятий по реализации концепции осуществляются органами управления здравоохранением в субъектах РФ, при которых создаются региональные координационные советы по борьбе против потребления табака в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Финансирование мероприятий по реализации концепции, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также за счет средств, предусмотренных на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Финансирование мероприятий по реализации концепции, проводимых в субъектах РФ, осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ.