"
При этом стоит признать, что причиной хороших показателей августа служит не только сезонность и цикличность, но и эффект сравнения с провальным августом прошлого года, когда существенно "просело" производство машин, оборудования, транспортных средств и стройматериалов, - основных компонентов, формирующих инвестиции и промышленный выпуск.
По мере ослабления эффекта низкой базы, а также роста инфляционных, валютных рисков и опасений, связанных с ухудшением внешней конъюнктуры, в последующие месяцы мы склонны ожидать более скромных показателей роста, прогнозируя, что прирост промпроизводства выйдет по итогам года на уровень 7% /год к году/, а инвестиции поднимутся лишь на 2% /год к году/, что в действительности будет означать небольшой спад к докризисному уровню. Как следствие, рост ВВП по итогам года, согласно нашим оценкам, составит 3%.
В то же время мы ожидаем дальнейшего улучшения в розничном секторе на фоне продолжающегося восстановления потребительского спроса, поддержку которому оказывают растущие доходы населения, улучшение на рынке труда и в кредитовании. Мы полагаем, что нынешнее ускорение инфляции связано не только с последствиями засухи и ростом издержек производства, но может служить признаком стабилизации потребительского спроса. Добавив к этому предполагаемое сезонное увеличение спроса на непродовольственные товары, в ближайшее время можно ожидать продолжения тенденции увеличения оборота розничной торговли, хотя темпы роста /после ускорения в сентябре, по нашим оценкам, до 6,8% год к году/ могут снизиться по мере угасания эффекта сравнения с низкой базой 2009 г.
На этом фоне даже при возможном замедлении продовольственной инфляции существенных факторов, способных привести к снижению роста цен в оставшиеся месяцы, не просматривается. Дополнительными аргументами в пользу роста инфляционных рисков служат низкие темпы восстановления деловой активности, ослабление рубля, риски роста импортной инфляции.
Разрыв между планом Минфина по заимствованиям на IV кв. 2010 г. /RUB300 млрд./ и запланированными на этот же период согласно закону о бюджете расходами /около RUB5 трлн./ указывает на высокую вероятность возобновления расходования средств Резервного фонда, которое по своим последствиям практически равноценно монетизации, а значит, несет в себе дополнительные инфляционные риски. Мы полагаем, что в таких условиях инфляция в октябре-декабре может расти сопоставимыми, если не большими, чем в сентябре, темпами, и по итогам года составить не менее 8,4%.
На наш взгляд, недавнее ослабление рубля было вызвано, прежде всего, всплеском спроса на валюту на фоне крупных сделок и погашения кредитов в иностранной валюте. Давление на рубль оказало и ухудшение фундаментальных показателей, а именно сжатие сальдо торговых операций вследствие стабилизации экспорта и набравшего обороты роста импорта. Тем не менее, мы полагаем, что конъюнктура сырьевых рынков в ближайшее время будет положительно влиять на состояние сальдо торгового баланса. При этом мы не ожидаем дальнейшего резкого ускорения роста импорта ввиду ограниченности внутреннего спроса и ухудшения ожиданий инвесторов.
Тем самым, согласно нашим оценкам, сальдо торгового баланса будет оставаться достаточно высоким, чтобы обеспечивать профицит счета текущих операций не менее USD2 млрд. в месяц, оказывая поддержку национальной валюте. Мы полагаем, что по мере роста цен на нефть и ослабления рисков для инвесторов, как следствие, в ходе возможного возобновления притока капитала, рубль по итогам года может немного отыграть свои позиции. При этом, принимая во внимание ухудшение параметров платежного баланса в целом, мы корректируем наш прогноз по бивалютной корзине по итогам года до RUB34,8 /против RUB34,0 ранее/, в т.ч. доллара до RUB30,8, евро – до RUB39,8", - Мария Помельникова, аналитик НБ "Траст"