Снижение количества звонков уже в первые недели работы "горячей линии" показало, что в целом переход на новое таможенное законодательство прошел без особых проблем.
"Горячая линия" сыграла позитивную роль в переходе на применение норм Таможенного кодекса Таможенного союза и международных договоров в области таможенного дела. Участники ВЭД могли лично задать специалистам профильных таможенных подразделений вопросы, связанные с функционированием Таможенного союза. Вместе с тем, "горячая линия" помогла ФТС России осуществлять мониторинг ситуации в непрерывном круглосуточном режиме, получая информацию непосредственно от бизнеса и своевременно реагируя на проблемные ситуации.
Из представленного графика видно, что наибольшее количество обращений поступило в первые недели функционирования "горячей линии", последовательно снижаясь. Участников ВЭД и физических лиц, в основном, интересовали вопросы декларирования и транзита товаров, перемещения международных почтовых отправлений, уплаты таможенных пошлин и налогов, торговых ограничений и валютного контроля, вопросы применения актов таможенного законодательства Таможенного союза. По распоряжению руководства ФТС России, особое внимание уделялось звонкам с жалобой на работу должностных лиц таможенных органов, однако таких было мало: в июле - 26 сигналов /0,87%/, в августе - 9 /0,3 %/, а в сентябре - 4 /0,2%/.
Как правило, специалистам ФТС России звонили представители Москвы и центрального региона, так как во всех региональных таможенных органах и в таможнях действовали свои "горячие линии", где также в круглосуточном режиме специалисты оказывали необходимую консультацию. Динамика звонков и характер вопросов в региональные таможенные органы были аналогичными.
В июле "горячая линия" функционировала в круглосуточном режиме. В августе было принято решение продлить работу телефонной "горячей линии" до 30 сентября 2010 года, ограничив ее действие рабочим временем таможенных органов. После принятия решения о продлении работы "горячей линии" произошел всплеск количества обращений, которое далее сохранялось на одном уровне. В августе-сентябре специалисты ФТС России ежедневно отвечали на сотню вопросов от заинтересованных лиц. Вместе с тем следует отметить, что изменился состав лиц, которые пользовались "горячей линией". Количество звонков от физических лиц /не являющихся представителями организаций - участников ВЭД/ выросло в процентном отношении к общему числу обращений. Снижение доли представителей бизнеса свидетельствует, что поставленную задачу по информированию участников ВЭД посредством "горячей линии" можно считать выполненной.
Общее количество звонков, поступивших на телефоны "горячих линий" в таможенные органы с июля по сентябрь, составило 18269. Из них 9903 в ФТС России и 8366 в РТУ.
С октября у граждан и всех заинтересованных лиц сохранится возможность обратиться в таможенные органы за необходимой информацией и получить подробную консультацию. Для этого можно позвонить по телефону, придти на прием, написать письмо, посетить Интернет-сайт ФТС России или Интернет-сайт регионального таможенного управления. Многие участники ВЭД являются постоянными подписчиками ведомственных изданий - бюллетеня "Таможенные
Ведомости" /официальные документы/ и журнала "Таможня" /практика
Ведомости" таможенного
дела/.
Информирование и консультирование граждан и участников ВЭД осуществляют в таможенных органах квалифицированные специалисты правовых подразделений согласно "Административному регламенту Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов". Услуга осуществляется бесплатно. За первое полугодие ФТС России обработала 11 тысяч обращений /за весь 2009 год их было 23 тысячи/, то есть ежемесячно около двух тысяч участников ВЭД и граждан пользуются возможностью получить информацию в таможенных органах.
В соответствии с требованиями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" таможенные органы осуществляют работу по рассмотрению и подготовке разъяснений по обращениям граждан.
Руководители таможенных органов и их структурных подразделений /в том числе в регионах/ ведут регулярный прием граждан. С графиком приема можно ознакомиться на информационных стендах, на Интернет-сайте ФТС России.
Значительную роль в информировании бизнес-сообщества стали играть Интернет-ресурсы - официальный сайт Федеральной таможенной службы
/www.customs.ru/ и сайты региональных таможенных управлений. Ежедневно регистрируется 10 тысяч посещений Интернет-сайта ФТС России.
В 2010 году на сайтах ФТС России и РТУ размещены специализированные баннеры, обеспечивающие прямой доступ участников ВЭД и общественности к информации о Таможенном союзе. Создан раздел "Таможенный союз России, Беларуси и
Казахстана", в котором размещается информация о Таможенном союзе, роли
Казахстана"ФТС
России в его формировании и ссылки на интернет-ресурсы Комиссии Таможенного союза, таможенных служб Беларуси и Казахстана. В мае 2010 года с целью разъяснения принятых документов таможенного союза и мероприятий ФТС России был создан подраздел "Вопрос-ответ", благодаря которому любой участник ВЭД мог задать вопрос по Таможенному союзу, получить квалифицированный ответ, ознакомиться с ответами на наиболее часто задаваемые вопрос