Для создания гигантской по протяженности подземной артерии, расположенной на высоте около 500 метров, 2,5 тыс рабочим, трудившимся день и ночь семь дней в неделю, понадобилось произвести выемку 13,5 млн куб м горной породы. Как подсчитали местные журналисты, этого материала хватило бы для постройки пяти пирамид Хеопса. Если же учесть все служебные и пешеходные ходы нового инженерного сооружения, то его длина превышает 153 км. Однако фронт будущих работ, необходимых прежде, чем первые поезда пойдут по тоннелю в 2017 г, также впечатляет. Это прокладка 300 км рельсов, 3,2 тыс км электрических кабелей и установка 6,5 тыс ламп.
Когда все эти работы будут закончены, пассажирские составы смогут циркулировать по тоннелю со скоростью 250 км/час, а грузовые - 160 км/час. Когда формально Готардский тоннель станет самым длинным действующим в мире, опередив нынешнего рекордсмена - "Сейкан" в Японии, соединяющего острова Хонсю и Хоккайдо /53,85 км/.
Использование Готардского тоннеля позволит почти на час - до 2 часов 40 мин - сократить продолжительность поездки между швейцарским Цюрихом и итальянским Миланом. Однако основная цель проекта - упрощение грузовых перевозок между Северной и Южной Европой.
Завершение прокладки тоннеля будет транслироваться швейцарским телевидением в прямом эфире.