На встрече были обсуждены вопросы повышения эффективности работы Улан-Баторской железной дороги и развития железных дорог Монголии в связи с разработкой новых месторождений.
Отметим, что за девять месяцев 2010 года объем перевозок внешнеторговых грузов между Россией и Монголией по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличился на 10 % и составил более 1148,2 тыс. тонн.
За девять месяцев 2010 года объем перевозок внешнеторговых грузов между Россией и Китаем транзитом по Улан-Баторской железной дороге по сравнению с аналогичным периодом 2009 года практически не изменился и составил 1849,7 тыс. тонн.
За январь – сентябрь 2010 года через пограничный переход Наушки – Сухэ-Батор в КНР и Монголию перевезено 2967,1 тыс. тонн груза /на 3 % выше показателей аналогичного периода 2009 года/.
Объем перевозок крупнотоннажных контейнеров в сообщении Россия – Монголия в январе - сентябре 2010 года составил 3 998 ДФЭ, что на 67% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Напомним, что акционерное общество "Улан-Баторская железная дорога" было создано в 1949 году на основе Соглашения между Правительствами СССР и Монгольской Народной Республики с равным распределением долей в уставном капитале Общества. До августа 2009 года полномочия акционера указанного общества от имени Российской Федерации осуществляло Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
В прошлом году ОАО "РЖД" получило в управление 50% акций "Улан-Баторской железной дороги" сроком на пять лет. Соответствующий указ был подписан Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.
С этого момента ОАО "РЖД" приступило к участию в управлении АО "УБЖД". Так, представители российской компании были включены в состав правления "УБЖД". Монгольской компании оказывается практическая помощь в проведении капитального ремонта пути, обновлении парка подвижного состава, совершенствовании технологии перевозок.
***
АО "УБЖД" играет ключевую роль в обеспечении транспортных связей Монголии. На долю железнодорожного транспорта приходится свыше 60% грузовых перевозок страны. Протяженность Улан-Баторской железной дороги составляет 1815 км, в компании работает около 16 тыс. человек.
Единая с российскими железными дорогами техническая база, в том числе ширина колеи 1520 мм, обуславливает важную геостратегическую роль АО "УБЖД" в обеспечении транспортно-экономических связей с Китаем.
Со стороны ОАО "РЖД" оказывается максимальная техническая поддержка АО "УБЖД": монгольской стороне, начиная с 2007 года, поставлено 1350 грузовых вагонов, в 2009 году ОАО "РЖД" выполнило реконструкцию 108 км. верхнего строения пути УБЖД.
На основании договора между ОАО "РЖД" и АО "УБЖД" от 24 сентября 2007 г. российской стороной предоставляются АО "УБЖД" услуги по организации движения поездов с использованием 17 магистральных тепловозов серии 2ТЭ10, обслуживаемых российскими локомотивными бригадами, было подписано дополнительное соглашение, позволяющее увеличить количество тепловозов с локомотивными бригадами до 30 единиц.
6 июля 2009 г. между ОАО "РЖД" и АО "УБЖД" подписан Договор аренды локомотивов ОАО "РЖД", по которому монгольская сторона может эксплуатироваться до 20 тепловозов серии 2ТЭ116.
***
В целях реализации масштабного проекта по модернизации существующей инфраструктуры Монголии и строительству железных дорог к перспективным месторождениям в мае 2009 года при участии ОАО "РЖД" и Правительства Монголии создано совместное российско-монгольское предприятие КОО "Развитие инфраструктуры", которое рассматривается как эффективная площадка для привлечения инвестиций в развитие железных дорог Монголии.
В рамках деятельности совместного предприятия в 2009 году разработана "Концепция развития АО "УБЖД" и строительства новой железнодорожной инфраструктуры в Монголии", базирующаяся на принципах единства национальной железнодорожной сети стандарта колеи 1520 мм и формировании эффективной инвестиционной схемы за счет паритетного участия сторон.
Объем инвестиций в реализацию проекта оценивается в сумму 3,9 млрд. долларов США на период до 2015 года, в том числе:
- 2,0 млрд. долларов США на модернизацию ОАО "УБЖД", включая приобретение подвижного состава;
- 1,9, млрд. долларов США на строительство линии Тавантолгой – Сайшанд /507 км/.
Реализация схемы формирования уставного капитала КОО "Развитие инфраструктуры" с внесением со стороны ОАО "РЖД" финансовых средств, а с монгольской стороны прав на разработку месторождений, позволит обеспечить комплексный подход к проектам развития железнодорожной инфраструктуры и горной добычи.
Сейчас основной задачей является максимально быстрое принятие решения о переходе к стадии реализации инфраструктурных проектов.
Отметим, что одобренная в июне этого года Великим Государственным Хуралом Монголии Политика развития железнодорожного транспорта, предполагающая развитие железных дорог Монголии на базе стандарта 1520 мм, создает благоприятные предпосылки для взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества между Россией и Монголией в области транспорта.
Реализация намеченных планов по развитию железных дорог Монголии окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие страны. В Монголии будет создан мощный современный промышленный комплекс, гарантирующий экономический суверенитет страны, обеспечено интенсивное развитие УБЖД как важнейшей транзитной артерии и канала внешнеторговых перевозок.