"Наш опыт работы на развитых рынках показывает, что банковские карты являются универсальным и наиболее распространенным инструментом оплаты покупок в Интернете", - говорит Михаил Бернер, директор департамента кредитных продуктов Ситибанка.
В свою очередь Google, используя различные сервисы, выявил самые популярные запросы, динамику их роста. В частности, компания использовала так называемый "потребительский барометр", позволяющий получить сведения о поведении потребителей в разных странах по разным товарным категориям. Данные основываются на опросах 2000 пользователей в исследуемых странах за тот же период времени.
Хотелось бы отметить, что данные "поисковика" являются отражением спроса, а банка – реальной потребности в тех или иных товарах и услугах. Ведь запрос "купить" еще не означает решение приобрести. Например, стабильно популярным запросом со словом "купить" является "купить авто". Правда, так пользователи узнают о ценах и предложениях на рынке, а к онлайн-транкзакции запрос почти никогда не приводит.
"Сегодня более 40 млн россиян пользуются Интернетом, и почти все они используют сеть для поиска товаров и услуг. В то же время стремительно растет и рынок электронной коммерции, - отмечает Константин Кузьмин, директор по маркетингу Google в России.
Итак, рынок интернет-торговли еще далек от насыщения и продолжит расти благодаря большему проникновению интернета в регионы и появлению новых товарных категорий, продаваемых в сети. По прогнозам Ситибанка, в 2012 году объем рынка электронных платежей и покупок превысит 800 млрд рублей. Правда, таких темпов роста, как мы наблюдали в 2008 –м и 2009 –м уже не будет, отмечают исследователи. Ведь в кризисный год многие продавцы были вынуждены отказаться от онлайновых магазинов и "уйти в сеть", - говорит руководитель аналитического департамента Ситибанка Андрей Оберемок.
Теперь основным драйвером роста станут регионы, где есть задел, считает он. Ведь москвичи не только составляют больше половины аудитории России, но и доля интернет-покупок в их корзине расходов значительно превосходит аналогичный показатель в других городах.
Исследование также свидетельствует о том, что увеличение объема интернет-покупок и платежей двукратно превосходит рост операций по банковским картам. Если в начале 2008 года доля покупок в сети у среднего потребителя составляла 4 проц, то сейчас этот показатель составляет 8 проц, указывает А.Оберемок.
Основным источником информации о товарах и услугах для пользователей Интернета остаются поисковые системы. 88 проц пользователей выбирают товары в Интернете, а затем приобретают их оффлайн. Наиболее "продвинутые", их 36 проц, выбирают и приобретают товары в Интернете, рассказывает технический менеджер Google Россия Алексей Сурков. Есть и экономные - 11 проц пользователей выбирают товары в магазинах, а затем приобретают их с помощью онлайн-сервисов.
С начала 2009 года популярность поискового запроса "купить" выросла в два раза, а "купить онлайн" – в три.
Любопытна и география интернет-торговли. Россияне покупают в основном в России, но и доля международных покупок также велика – 43 проц от общего объема. Чаще всего россияне совершают электронные покупки в Люксембурге, что связано, прежде всего, с тем, что европейские хабы самых быстрорастущих электронных компаний зарегистрированы в этой стране – ITunes, Skype, Paypal. Второе место разделили Великобритания и США – по 16 проц от "общего пирога". В кризис увеличился оборот с Украиной – россияне стали чаще ездить в эту страну, покупая в сети билеты и номера в гостиницах. На долю этой страны пришлось 4 проц.
Исследователи попытались нарисовать портрет покупателя. По мнению Ситибанка, значительную часть онлайн-покупателей представляют молодые люди от 20 до 40 лет, и мужчины совершают интернет-покупки в два раза чаще, чем женщины. Среди любителей пройтись по виртуальным магазинам преобладают менеджеры среднего и высшего звена, предприниматели и владельцы собственного бизнеса.
Кроме того, выявлено, что любители интернет-покупок зарабатывают на 30 проц больше тех, что консервативно реализует свой потребительский спрос. Правда, ежемесячные траты у первых выше на 65 проц. Кроме того, объем кредитных обязательств в банках у интернет-покупателей в среднем в 2 раза меньше, чем у тех, кто покупок онлайн не совершает.
По объему затрат лидируют авиалинии, их доля составила 34,8 проц, а средняя стоимость покупки – 14 тыс 183 рубля. С большим отрывом за ними следуют железные дороги с 12,9 проц и средней стоимостью покупки 2 тыс 298 руб. 7,2 проц интернет-покупок приходится на туристические агентства, 6,3 проц- оплата услуг связи.
Google также отмечает, что в рассматриваемый период заметен поступательный рост интереса пользователей к железнодорожным билетам, а интерес к авиабилетам определяется сезонностью. В кризис количество запросов "жд билеты" держалось на прежнем уровне, в то время как стремление приобрести в сети билет на самолет заметно снизилось.
По количеству операций самую большую категорию составляют оплата телефона, интернета и прочих средств коммуникации. На втором месте по количеству совершенных транзакций занимают железные дороги. Самой быстрорастущей категорией являются музыкальные магазины.
Кроме того, на пике кризиса резко возрос интерес к лотерее Green Card США, правда он также стремительно и угас. Также отмечался всплеск интереса к оплате услуг в социальных сетях – в три раза в конце 2009 года по сравнению с первой половиной 2010 года. Сейчас спрос вновь возвращается на привычный уровень.