Рейтинг@Mail.ru
РИСКНУТЬ НА СТАРОСТЬ - 12.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

РИСКНУТЬ НА СТАРОСТЬ

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Дата: 09.08.2010

Автор: АЛЕКСЕЙ САВКИН

Государство хочет отдать пенсионные накопления частным компаниям

В 1998 году финансист Вадим Сосков поехал смотреть активы одного негосударственного пенсионного фонда. По указанному адресу — в подмосковной Балашихе — он обнаружил небольшую ванну для засола рыбы, разделочный стол и упаковочную линию. А по документам это был огромный рыбоперерабатывающий завод. Некоторые компании, сумевшие заполучить пенсионные деньги, тогда соревновались, кто быстрее их украдет. В начале 2000-х негосударственным фондам, по сути, запретили самим вкладывать средства. Чтобы не было соблазна, как объяснил бывший в то время министр труда Александр Починок. А теперь снова хотят разрешить. Теперь соблазн велик — только в государственном пенсионном фонде собрано полтриллиона рублей.

Пенсионную реформу, проведенную в России в 2002 году, задумывали по лучшим мировым образцам: использовали опыт Чили, Швеции, США. Но списывали российские чиновники не очень удачно. Надежды на то, что работающие граждане с помощью государства накопят себе на приличную пенсию, почти нет. Весной было объявлено о старте нового этапа реформы. Чиновники — сначала помощник президента Аркадий Дворкович, потом министр финансов Алексей Кудрин — смело заговорили о повышении пенсионного возраста. Так можно хотя бы временно уменьшить дефицит средств в Пенсионном фонде, ведь население стареет и доля пенсионеров растет. Перемены могут начаться с 2015 года, и в результате возраст выхода на пенсию и для мужчин, и для женщин может быть поэтапно увеличен до 62,5 лет.

Но и к такому возрасту можно не успеть накопить на достойную старость. Рабочая группа при Минздраве, созданная по поручению вице-премьера Александра Жукова, полгода решала, что делать с пенсионными накоплениями. Newsweek удалось ознакомиться с финальными предложениями, которые вот-вот поступят на согласование в ведомства.

ОБОГНАТЬ ИНФЛЯЦИЮ

Сейчас пенсии разделены на две части — базовую и накопительную. О первой полностью заботится государство — ее выплачивают нынешним пенсионерам за счет взносов в Пенсионный фонд. А вот для управления накопительной частью нужны профессиональные финансисты, чтобы управлять и приумножать сбережения будущих пенсионеров. Но большая часть накоплений — 84%, или 480 млрд рублей, — лежит в государственном Внешэкономбанке и обесценивается из-за инфляции. ВЭБ имеет право вкладывать в самые консервативные бумаги: в кризис это позволяет обогнать частных управляющих, но на долгой дистанции осторожность все равно проиграет. «Все понимают: надо что-то с этим делать», — говорит генеральный директор УК «Капиталъ» Вадим Сосков. «Существование накопительной системы в таком виде создает риск ликвидации пенсионной системы в целом», — добавляет президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев.

Предполагалось, что на самом деле все пойдет по иному сценарию: люди станут выбирать частные компании, которые будут эффективно управлять деньгами. Чилийский диктатор Аугусто Пиночет в свое время быстро решил эту проблему. Деньги «молчунов», то есть граждан, не пожелавших выбрать управляющую компанию, просто отдали отобранным государством 11 компаниям. С тех пор они соревнуются каждый год за право управления этими средствами.

У нас планируется сделать почти то же самое. А именно — передать полтриллиона в управление негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Проблема в том, что сегодня НПФ — слабое звено в пенсионной системе, под их управлением лишь 13,5% пенсионных накоплений, а главное — непосредственно вкладывают деньги не фонды, а управляющие компании. «Несмотря на то что НПФ не создают большой добавленной стоимости по сравнению с управляющими компаниями, они могут получать довольно значительную компенсацию», — отмечают эксперты Всемирного банка Хайнц Рудольф и Петер Хольцер в исследовании накопительной пенсионной системы России.

ЛИШНЕЕ ЗВЕНО

Новый вариант пенсионной реформы предполагает, что объем ресурсов и полномочий НПФ вырастет многократно. Они будут преобразованы в накопительные пенсионные фонды. На их счета и будут постепенно переведены деньги «молчунов». Главная перемена не в названии, а в функциях. Накопительные фонды получат право самостоятельно играть на рынке — вкладывать пенсионные деньги в акции и облигации. Сейчас НПФ — некоммерческие организации: они должны получить деньги из государственного Пенсионного фонда, распределить их по управляющим компаниям, а потом информировать доверившихся им граждан, как же выросли их накопления.

Работы не так много, а на практике — еще меньше. Искать УК, как правило, не нужно. Многие крупные компании создали свои пенсионные фонды, в которые чуть ли не силой стали загонять сотрудников. Потом эти структуры начали создавать собственные УК, а не выбирать из тех, что работают на рынке. «На самом деле сейчас существует только около пяти независимых профессиональных управляющих компаний, — говорит менеджер одной из них. — Остальные давно аффилированы с НПФ». В таком случае фонд превращается даже не в посредника, а просто в канал перевода средств. При этом закон позволяет НПФ брать комиссионные за свои услуги — до 15% прибыли. Управляющие компании вправе брать только 10%.

За семь лет действия новой пенсионной системы фонды собрали 77 млрд рублей. Многие учредители НПФ отошли от дел, и собственником стал менеджмент компаний, говорят участники рынка. «Раньше НПФ — это была синекура для состарившегося менеджера. Сейчас — это мощный финансовый поток», — говорит один из экспертов рынка.

Прообразом для российских НПФ послужили американские трасты — организации, которые аккумулируют средства будущих пенсионеров и отдают их в управление частным компаниям. Но заимствование получилось невнимательным или лукавым. Трасты комиссионных не брали, их сотрудники просто получали зарплату.

Председатель совета Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов не согласен с тем, что фонды зря получают деньги. «НПФ отвечает имуществом по своим обязательствам», — говорит Угрюмов. А вот управляющие компании рискуют меньше: в случае если они «проиграют» деньги клиентов, отвечать будет государство, которое по закону обязано возместить гражданину номинальный объем накоплений. Другое дело, что имущество, которым обладают НПФ (как правило, это небольшой арендованный офис), несопоставимо с объемом средств, который у них есть в управлении, — 77 млрд рублей.

Превращение НПФ в полноправных инвесторов вроде бы закрывает проблему несправедливых доходов. Но тут же создает новую. Предполагается, что накопительные фонды не получат права покупать наиболее рискованные бумаги. Для этого придется все равно обращаться к услугам профессиональных управляющих. При этом частные УК потеряют право заключать договора с клиентами. Это значит, что гражданам придется мириться с двумя посредниками: ведь сначала свой процент от заработанного возьмет УК, а потом — НПФ. То есть, к примеру, вместо 10% от полученного дохода будет взиматься 23,5%. Впрочем, проблема касается независимых УК, чье влияние на пенсионном рынке не слишком велико: они управляют лишь 2,5% накоплений.

Главный приз, на который смогут рассчитывать новые накопительные фонды, — деньги «молчунов», которые уйдут из ВЭБа. Предполагается, что за тех, кто не выбрал себе фонд, выбор сделает работодатель. Но как заставить сотни тысяч предпринимателей принять такое решение — пока непонятно. Может быть, произойдет, как в Чили: деньги будут поделены между пенсионными фондами в ходе конкурса. Не исключено, что часть денег останется в распоряжении государства — может быть создан государственный накопительный фонд, но его клиенты не будут «молчунами», им придется сделать выбор. «Обсуждались даже совсем экзотические варианты: к примеру, распределение средств по жребию», — рассказывает директор по работе с государственными клиентами УК «Тройка Диалог» Анна Ведерникова.

ПЕНСИЯ – В ОТКАТ

На самом деле новые правила игры не спасут будущих пенсионеров от махинаций с их сбережениями. Как в случае с НПФ «Русь». В начале июня Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) аннулировала лицензию этого фонда за то, что он, вместо того чтобы заключить договор с управляющей компанией, самостоятельно размещал пенсионные накопления. Схема была такая: фонд размещал деньги на депозитах, а потом банк выдавал на эту же сумму кредит аффилированной с «Русью» компании. Клиентами НПФ «Русь» были свыше 347 000 человек, которые доверили фонду 2,24 млрд рублей. «Инвестирование с целью получения отката — необязательно деньгами, может быть в виде льготного кредита, покупки векселей, — все это направлено на вывод средств», — утверждает топ-менеджер одной УК.

Не брезговали НПФ и перекладыванием убытков на клиентов. По итогам кризисного 2008 года многие из них получили убытки. И эти убытки были «расписаны» по счетам клиентов, рассказали в ФСФР. То есть сумма на счетах будущих пенсионеров была немного уменьшена — ведь клиенты не могли ее изъять. Так, в частности, поступали фонд «Промрегионсвязь», Стальфонд и тот же НПФ «Русь».

Сами НПФ, естественно, категорически отвергают все подозрения. «То, что произошло с “Русью”, — вопиющая глупость руководителей. За работой НПФ наблюдает ФСФР, и их деятельность строго регламентирована законом», — говорит председатель совета Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов.

Для граждан взаимные претензии НПФ и управляющих компаний не так важны. Главное, чтобы деньги не пропали, и лучше, чтобы воспользоваться ими можно было не дожидаясь старости. Весной, когда рабочая группа только собралась в Минздраве, обсуждались планы превращения накопительной части пенсии в инвестиционный инструмент. Чтобы можно было отдать ее в залог по кредиту, или использовать как первый взнос по ипотеке, или потратить на срочную медицинскую операцию. Все как в Америке. Но большая часть идей, скорее всего, останется идеями. «Есть большие опасения, что люди потратят свою накопительную часть и останутся без пенсии», — рассказывает Ведерникова.

Но на некоторые изменения все же пойдут. Хотя бы формально будет решена проблема собственности. Сейчас накопления принадлежат государству — их сделают частными. Это позволит, например, передавать накопления по наследству — не все доживают до пенсионного возраста. Другая идея тоже наводит на печальные мысли. Граждане смогут сами назначать себе период, в течение которого будет выплачиваться накопительная часть пенсии. Сейчас он установлен государством: 19 лет. «Гражданин сам сможет установить срок, в течение которого будет выплачиваться пенсия: к примеру, семь или десять лет», — рассказывает исполнительный директор НПФ ВТБ Пенсионный фонд Лариса Горчаковская. Такой способ позволяет повысить пенсию легко и просто — независимо от умения управляющих и чиновников. Главное — не рассчитывать, что долго будешь пенсионером.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала