Дата: 05.08.2010
Автор: Евгения Письменная, Наталья Костенко
Инвестиционный бум в России должен обеспечить новый инфраструктурный фонд с капиталом в 20 млрд руб. Как стало известно «Ведомостям», якорным инвестором фонда может стать «ВТБ капитал», кредитором - Газпромбанк, а управляющей компанией - «Лидер»
Минэкономразвития подготовило проект создания инфраструктурного фонда (презентация есть в распоряжении «Ведомостей»). Проект пока обсуждается и официально в правительство не внесен, говорят чиновник аппарата правительства и сотрудник министерства, но уже обсуждался на рабочих совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Представитель Шувалова не смог сообщить «Ведомостям», проводились ли рабочие совещания на эту тему. В администрацию президента материалы Минэкономразвития по созданию фонда еще не были представлены, сказал помощник президента Аркадий Дворкович.
Президент Дмитрий Медведев 18 июня на форуме в Санкт-Петербурге объявил, что власть готова создавать институты, которые будут способствовать привлечению инвестиций в модернизацию экономики. И сразу же поручил правительству проработать «идею создания специального инвестфонда, в котором государственные средства будут дополнены частным капиталом». Фонд должен заниматься софинансированием проектов и привлечением для них стратегических инвесторов. Как предположил на форуме президент, на один рубль госвложений «мы рассчитывали бы привлечь» три рубля частных инвестиций. Именно о таком плече - один к трем - говорится в материалах Минэкономразвития.
Чтобы выполнить поставленную задачу, фонд должен быть эффективнее, чем уже существующий инвестфонд, рассуждает сотрудник аппарата правительства, а значит, возможности и полномочия нового фонда должны быть гораздо шире. В презентации Минэкономразвития именно это названо ключевым фактором успеха. Фонд должен участвовать в разработке «действенных правил работы капитала в регулируемом секторе экономики» - нормативных актов, гарантий, ответственности сторон. Он будет не только разрабатывать требования к проектам и отбирать их, но и контролировать внедрение проектов и устранять барьеры на их пути, говорится в презентации. «Надо понимать, что новый фонд - это не второй инвестфонд, а первый фонд прямых инвестиций», - разъясняет один из разработчиков проекта. За организацию этого процесса в правительстве должна будет отвечать рабочая группа при первом вице-премьере, сказано в презентации.
Фонд будет финансировать инфраструктурные проекты, приобретая доли акций компаний электроэнергетики, транспорта и ЖКХ, и сможет участвовать в корпоративном управлении ими.
Первоначальный размер фонда должен составить не менее 20 млрд руб., говорится в материалах Минэкономразвития. В них высказано предположение, что основным инвестором будет «ВТБ капитал», способный вложить собственные средства и привлечь деньги иностранных институциональных инвесторов. Обсуждался также вариант, что якорным инвестором выступит не только «ВТБ капитал», но и Газпромбанк, а точнее, его акционер - НПФ «Газфонд», рассказывает один из участников обсуждения проекта. При формировании фонда ему могут быть переданы портфельные пакеты акций инфраструктурных компаний (например, МОЭСК, РСК, МТК и МОЭК), сказано в презентации. Через три года за счет привлеченных инвестиций капитал фонда должен вырасти как минимум до 40 млрд руб., полагают чиновники Минэкономразвития. А управляющей компанией фонда, как следует из материалов, может стать «Лидер». Ее комиссия составит 2% годовых от совокупных обязательств инвестирования (до конца периода инвестирования) или объема инвестиционных средств, а «плата за успех» - 20%
от прибыли. А Газпромбанк должен выделить кредитную линию не менее 40 млрд руб. на 5-7 лет «по ставке не выше 10,5% годовых». Одна инвестиция должна составлять не более 15% от средств фонда, а доходность - 18-22% годовых, что соответствует двукратному росту капитализации фонда за пять лет, говорится в презентации. Срок существования фонда - 10 лет.
Концепцию создания инфраструктурного инвестфонда Шувалов и министр экономразвития Эльвира Набиуллина уже обсуждали с руководителями УК «Лидер», «ВТБ капитала», Газпромбанка и НПФ «Газфонд», сказали «Ведомостям» два участника, близких к этим переговорам. По словам близкого к «Лидеру» источника, переговоры об управлении фондом ведутся также и со Сбербанком. Но сотрудник аппарата правительства полагает, что самые высокие шансы участвовать в проекте у «ВТБ капитала» (якорный инвестор) и «Лидера» (управляющая компания). Представители «ВТБ капитала», «Лидера», Газпромбанка отказались от комментариев по поводу участия своих компаний в проекте. Мало у кого кроме этих компаний есть опыт реализации крупных инфраструктурных проектов в рамках частно-государственного партнерства, отмечает заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев: «Лидер», в частности, участвует в строительстве дорог (например, отрезок трассы Москва - Минск), а «ВТБ капитал» - участник консорциума по реконструкции аэропорта «Пулково». Материалы п
резентации - рабочие, напоминает сотрудник аппарата правительства, после принятия решения о создании фонда участники проекта будут выбираться по конкурсу.
В презентации министерства есть и список компаний, куда мог бы инвестировать фонд. Например, в МОЭСК, «Ленэнерго», «Кубаньэнерго», Дальневосточную РСК и «Росводоканал» через допэмиссию акций. Для «Газэкса», «Донэнерго», новосибирских РЭС и тюменских городских электростанций предусмотрены одновременно выкуп акций и допэмиссия. Красноярский аэропорт собираются отдать в концессию, а для тепловых сетей Санкт-Петербурга, Приморского, Хабаровского краев, Архангельска, Екатеринбурга, Кирова и Тюмени механизм инвестирования пока не определен, говорится в презентации. Представитель департамента имущества правительства Москвы (контролирует МОЭК и МТК) заявил «Ведомостям», что никаких переговоров по поводу этих компаний нет.
Создавать инфраструктурный фонд, который привлекал бы деньги зарубежных инвесторов, нужно, согласен с идеей президент Icon Private Equity Кирилл Дмитриев. Успех или неуспех фонда во многом зависит от управляющей компании, поэтому выбирать ее нужно на конкурсе, добавляет он. Механизм инфраструктурного фонда, который подготовило Минэкономразвития, содержит в себе определенные риски, осторожен сотрудник Минрегиона: бюджетные инвестиции в проекты через покупку акций и облигаций зависят от рыночной конъюнктуры, нормативная база работы фонда пока не проработана. И уже существуют госинституты, которые привлекают долгосрочные прямые инвестиции в стратегические секторы экономики, напоминает он: ВЭБ, инвестфонд, «Роснано», «Росатом». Причем проекты, финансируемые из инвестфонда, остаются в собственности государства, а что будет с проектами фонда инфраструктурного - пока не понятно, добавляет он.
Создание инфраструктурного фонда напрямую затрагивает интересы естественных монополий, указывает чиновник аппарата Белого дома.
В подготовке статьи принимали участие Наиля Аскер-заде, Максим Товкайло, Алексей Рожков, Дмитрий Казьмин, Анна Перетолчина
Россия в хвосте BRIC
Рейтинг конкурентоспособности экономики России снижается рекордными темпами, указывает Минэкономразвития: минус 12 позиций за год, самое низкое место среди стран BRIC. Одна из трех основных причин такого снижения – ухудшение состояние инфраструктуры. Другие две причины – ухудшение показателя производительности труда и рейтинга эффективности товарного рынка.