Как говорится в материалах Минтранса России к завтрашнему "правительственному часу" в Госдуме, высокий уровень автомобилизации /на сегодня в ряде крупных городов ее уровень превысил 300 авто/1000 жителей/ является одной из главных причин нехватки улично-дорожной сети, несанкционированного размещения автомобилей на проезжей части и, как следствие, возникновения пробок и заторов.
Вместе с тем, определяющими здесь является не уровень автомобилизации, а степень использования личных автомобилей для передвижения. Поэтому добиться определенных успехов возможно именно за счет более интенсивного использования общественного транспорта для передвижения и "перетекания" большей части пассажиропотока на общественный транспорт. Для этого, прежде всего, необходимо выполнение следующих условий: подвижной состав общественного транспорта обладал достаточной провозной способностью /смог вместить в себя требуемое количество "пересевших" с личных автомобилей пассажиров/, подвижной состав должен быть более скоростным и комфортабельным.
Соответственно для этого необходимо как развивать общественный транспорт, так и ограничивать или делать невыгодным использование личных автомобилей. При этом с целью получения требуемого результата реализовывать эти мероприятия необходимо синхронно.
В материалах отмечается, что меры по ограничению использования частных автомобилей и обеспечению приоритета в развитии общественного транспорта не только позволяют снизить уровень загрузки улично-дорожной сети, но и благоприятно влияют на состояние окружающей среды и уровень безопасности дорожного движения, а различные типы фискальных ограничений позволяют получить дополнительные доходы в городской бюджет, которые могут быть использованы для совершенствования организации движения, развития дорожной инфраструктуры и т.д.
Для введения мер по развитию общественного транспорта и ограничению использования частного легкового необходимо расширение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; развитие внеуличных видов городского пассажирского транспорта /метрополитен, монорельс, легкий рельсовый скоростной транспорт/; снижение расчетных норм наполнения подвижного состава в час "пик"; обеспечение доступности общественного пассажирского транспорта; повсеместное использование информационных систем; увеличение производительности подвижного состава; обеспечение бесперебойности, скорости и комфорта перевозки пассажиров; создание системы перехватывающих стоянок; обеспечение приоритетных условий движения наземному пассажирскому транспорту, "коллективным" автомобилям и автомобилям-такси за счет организации выделенных полос и предоставления приоритетного пропуска.