Дата: 29.09.2010
Автор: Савелий Вежин
Кто кого
Российские власти ждут активного возвращения иностранных инвесторов на россий-ский рынок после кризиса. С уверенностью об этой тенденции говорил премьер-министр России Владимир Путин на международном инвестиционном форуме «Сочи-2010» 16–19 сентября с.г. Ранее, в середине июня на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Дмитрий Медведев объявил, что Россия готова запустить спецме-ханизмы, способствующие привлечению инвестиций в модернизацию экономики.
Пока, по данным Росстата, приток инвестиций еще не восстановился до докризисно-го уровня. За первое полугодие с.г. в экономику РФ поступило 30,4 млрд. долл. ино-странных инвестиций, что на 5,5% меньше показателя за аналогичный период 2009 года. Прямые иностранные инвестиции сократились на 11% – до 5,4 млрд. долл. Па-дение портфельных иностранных инвестиций более значительно: на 18,9% – до 0,7 млрд. долл. Прочие инвестиции, включающие кредиты, снизились на 3,8% – до 24,3 млрд. долл.
Стремясь улучшить инвестиционную привлекательность РФ, Дмитрий Медведев дал поручение правительству сформировать специальный инфраструктурный инвест-фонд с капиталом в 20 млрд. руб.: в нем к государственным средствам будут аккуму-лированы частные финансы. Надежды российского руководства на возвращение ин-весторов разделяют и международные эксперты. В обнародованном в сентябре рей-тинге Конференции ООН по торговле и развитию Россия находится на пятом месте среди государств, в экономику которых инвесторы охотно готовы вкладывать средст-ва.
Глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев сообщил, что пра-вительственная комиссия по иностранным инвестициям одобрила в среду сделки на сумму около 1 млрд. долл. Среди крупных сделок, одобренных ФАС, – приобретение канадской золотодобывающей компанией Kinross Gold золотых месторождений на Чукотке за 365 млн. долл., слияние французского концерна Danone и российской «Юнимилк», продажа отечественного производителя соков «Нидан» корпорации Coca-Cola, а также приобретение ТНК-BP голосующих акций «Верхнечонскнефтегаза» – крупного нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири.
Сейчас в числе лидеров роста - рынок коммерческой недвижимости России, где уже зафиксировано увеличение объема инвестиционных сделок. Капиталовложений в недвижимость было осуществлено на 29,7% больше, чем в первом квартале 2010 го-да. Таким образом, общий объем инвестиций в первой половине с.г. составил 992,5 млн. долл., продемонстрировав прирост в 17,5% относительно прошлогоднего пока-зателя за аналогичный период.
Особо интересным для инвесторов является рынок крепкого алкоголя, который, не-смотря на очевидные финансовые перспективы, остается сложным для ведения биз-неса. Прежде всего проблемы у инвесторов здесь возникают из-за засилья нелегаль-ной продукции, неэкономической конкуренции и политического прессинга. Некото-рые компании, которые пришли в Россию в разгар кризиса, демонстрируют позитив-ные результаты. Так, крупнейший в мире производитель водки компания Central European Distribution Corporation (CEDC), вышедшая на российский алкогольный ры-нок в первом квартале 2008 года, к нынешнему времени сумела консолидировать свои активы и переместить основное производство в РФ. В Россию компания CEDC пришла, получив контроль над группой компаний «Парламент», а в рецессивном 2009 году закрыла еще одну сделку – довела до 100% долю в группе компаний «Рус-ский алкоголь».
«Наш бизнес в России сейчас – это 70% от всего бизнеса CEDC. Польша и Венгрия вместе составляют остальные 30%. Несколько месяцев назад мы открыли офис в Ук-раине и начали продавать российскую водку на украинском рынке. Шаг за шагом мы стараемся продвигать российские бренды не только внутри страны, но и на экспорт. «Парламент» – одна из лидирующих импортных марок водки в Германии. Сейчас мы все внимательнее присматриваемся к Великобритании и США – крупнейшим рынкам водки вне стран Восточной Европы. И для таких брендов, как «Зеленая марка», мы видим там большой потенциал», – говорит президент CEDC Уильям Керри. По его мнению, приход и укрепление иностранных инвесторов – именно то, что могло бы помочь развитию на российском рынке таких преимуществ, как здоровая конкурен-ция, забота о качестве, финансовая и фискальная прозрачность.
Руководитель CEDC высоко оценивает достижения компании и место, которое ей в упорной борьбе удалось завоевать на рынке крепкого алкоголя РФ. «Сейчас мы яв-ляемся абсолютным лидером российского рынка крепкого алкоголя с долей более 18%, – считает глава CEDC, отмечая успехи во всех ценовых нишах. – В каждом це-новом сегменте у нас есть водочный бренд № 1 – «Парламент» в сегменте суб-премиум, «Зеленая марка» в среднеценовом сегменте и «Ямская» в эконом-сегменте рынка. Кроме того, по объему продаж «Зеленая марка» – это водка № 1 в России и № 2 в мире. У нас действительно сильный портфель водочных брендов».
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что в ближайшее время условия работы на алко-гольном рынке лучше не станут, а политика государства направлена на сокращение числа игроков алкогольного рынка – без лицензий летом следующего года могут оказаться многие, в том числе около половины дистрибьютеров. «Если сегодня на рынке около трех тысяч дистрибьютеров российского и иностранного алкоголя, то в следующем году их может стать в два раза меньше», – говорит Дробиз.
Уильям Керри поддерживает правительственные меры по регулированию рынка. «С течением времени здесь останется 5–10 крупных прозрачных игроков, и это неиз-бежный процесс. Я думаю, что консолидация завершится в течение ближайших трех–пяти лет. А с меньшим количеством игроков для административных структур будет легче бороться и с нелегальными производителями. Я искренне верю, что роль государства состоит в контроле за рынком, создании честных, прозрачных правил игры и поддержке здоровой конкуренции. Мы высоко ценим те меры, которые пред-принимает правительство по борьбе с черным рынком и внедрению четких правил торговли алкоголем. Эти меры выгодны и для бюджета, и для покупателей, они спо-собствуют развитию в стране ответственного потребления спиртного, помогая убе-речь потребителей, особенно молодежь, от чрезмерного употребления алкоголя», – говорит президент CEDC. Он также уверен в большом потенциале российской эконо-мики, считая, что в краткосрочной и среднесрочной перспективах для бизнеса здесь открываются потрясающие возможности. «Россия – не та страна, куда можно вкла-дывать деньги «по случаю» и на короткий срок. Я также уверен, что и в администра-тивно-правовой базе, которая до сих пор остается, на мой взгляд, слишком бюрокра-тизированной, наметились позитивные сдвиги. Кроме того, уверенности в позитив-ном тренде развития экономики добавляет и существующее административное окру-жение, которое хотя и не освободилось до конца от бюрократического подхода, но, очевидно, развивается в правильном направлении», – говорит Керри.