Работа нынешнего саммита станет логическим продолжением предыдущих встреч на высшем уровне в Брюсселе, которые с конца прошлого года происходят беспрецедентно часто - в среднем раз в два месяца вместо традиционных трех раз в год. Экономическая тематика, включая вопросы посткризисного восстановления и создания механизмов по предупреждению и противодействию кризисным тенденциям, плотно занимает центральную позицию на всех саммитах ЕС в этом году.
Главной темой нынешнего саммита станет решение о создании постоянно действующего антикризисного фонда зоны евро, который заменит нынешний временный механизм объемом 750 млрд евро, состоящий на треть из средств МВФ. Решение о создании этого механизма сроком на три года было принято в мае для преодоления острой фазы кризиса евро. Механизм был создан "на перспективу" по примеру разовой европейской программы помощи Греции объемом около 120 млрд евро. Первой страной зоны евро, для поддержки которой этот механизм был задействован, стала Ирландия. Эксперты не исключают, что аналогичная помощь может потребоваться также Испании и Португалии.
По словам источников, политическое решение о создании постоянно действующего антикризисного механизма уже есть, однако остается еще целый ряд "неизвестных", в частности по объему и структуре будущего фонда. Участникам саммита также предстоит дать ответ на вопрос, останется ли этот фонд инструментом исключительно государств зоны евро, или будет распространен на весь Евросоюз.
По информации источников ИТАР-ТАСС, для создания такого механизма уже разработан проект дополнительного протокола к базовому соглашению ЕС - Лиссабонскому договору. Принятие поправок к этому документу необходимо, поскольку в соответствии с остающимся в силе Маастрихтским договором стране зоны евро не могут оказывать друг другу прямую финансовую помощь.
В то же время лидерам 27 стран ЕС предстоит решить головоломную юридическую задачу: как сформулировать поправку, меняющую основы зоны евро, и при этом придать ей вид малозначительного документа, который не потребует проведения национальных референдумов для его ратификации странами-членами сообщества.
Лидерам ЕС также предстоит принять бюджет сообщества на 2011 г. Его объем составит 126,5 млрд евро, что на 2,9 проц больше по сравнению с бюджетом 2010 г. Рост бюджета ЕС вызван увеличением расходов сообщества, заложенных в Лиссабонском соглашении, которое, в частности, предусматривает расширение функций действующих институтов ЕС и создания новых структур, например, внешнеполитической службы ЕС. Изначально Еврокомиссия и Европарламент предложили увеличить бюджет на 6,1 проц, однако получили предельно жесткий отказ от национальных правительств, которые в условиях кризиса вынуждены до предела сокращать собственные государственные расходы. Европейские столицы сочли в этих условиях 6-процентное увеличение взносов на нужды Брюсселя не только экономически непосильным, но и просто несправедливым.