В числе принятых - соглашения о согласованной макроэкономической политике, создании условий для свободного движения капитала, порядке функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Белоруссии, России и Казахстана.
Напомним, ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заверил, что его страна быстрее России и Казахстана ратифицирует документы о формировании ЕЭП, пообещав лично президенту России Дмитрию Медведеву, что парламент Белоруссии ратифицирует пакет документов сразу же после президентских выборов и не позднее 1 января 2011 года.
Как видим, А.Лукашенко данное обещание выполнил. Почему же парламент Белоруссии не стал затягивать с одобрением документов по ЕЭП - ведь было наивным причислять А.Лукашенко к политикам, который всегда выполнял данные ранее обещания.
В Москве долгое время рефлексировали по поводу того, что Белоруссия так и не объявила о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, хотя А.Лукашенко, как неоднократно подчеркивал и Д.Медведев, и премьер России Владимир Путин, обещал это сделать еще осенью 2008 года.
К настоящему моменту острота вопроса о признании Белоруссией независимости двух указанных стран спала. На повестке последние полгода стоял вопрос о ратификации документов по ЕЭП. В итоге, согласно версии наблюдателей, которую на неофициальном уровне никто так и не попытался опровергнуть, Россия смирилась с победой А.Лукашенко на выборах 19 декабря 2010 года в обмен на положительное решение Белоруссией вопроса по ЕЭП.
Напомним, что 9 декабря Д.Медведев назвал пакет документов по ЕЭП стратегическим решением, подчеркнув его важность в рамках еще одного экономического объединения - ЕврАзЭС.
"Это настоящая экономическая интеграция: честная, прозрачная и, надеюсь, весьма выгодная для наших народов", - подчеркнул президент России после встречи с А.Лукашенко, на которой лидеры двух стран согласовали график ратификации документов по ЕЭП.
"Мы совершили прорыв в отношениях", - заявил тогда А.Лукашенко, и выразил надежду, что за ближайшие полгода удастся снять оставшиеся вопросы и "прийти к формированию" Евразийского союза.
Напомним, летом 2010 года лидеры трех стран приняли декларацию о формировании ЕЭП. Документы о формировании ЕЭП вступят в силу с 1 января 2012 года.
Не раз и в Москве, и в Минске, и в Астане отмечалось, что ЕЭП формировалось в очень сжатые, рекордно короткие сроки, такой темп стал возможным благодаря конструктивному настрою всех государств-участников соглашений.
У неискушенного читателя, возможно, складывается впечатление, что отношения Москвы и Минска в последнее время строятся по принципу параллельных миров – с одной стороны, с начала этой недели российские дипломаты добиваются освобождения россиян, арестованных во время митингов в центре белорусской столицы в ночь с 19 на 20 декабря. Накануне в МИД России сообщили, что наконец-то получено разрешение на встречу наших дипломатов со всеми арестованными соотечественниками, причем произошло это после долгих переговоров с белорусской стороной.
А с другой стороны – белорусский парламент утверждает пакет документов по ЕЭП, ясно давая понять, что Минск не собирается здесь "гадить" России и затягивать с решением по этому вопросу, который, подчеркнем, для нынешнего руководства России важен и в плане геополитических амбиций перед тем же Западом.
Однако А.Лукашенко отнюдь не подыгрывает Москве в этом вопросе, а преследует исключительно собственные цели – покончив с ратификацией документов по ЕЭП, он уже завтра, а может быть прямо и сегодня может снова актуализировать вопрос о снижении для Белоруссии цен на российский газ. По неофициальной информации, российская сторона практически готова к газовому торгу и не исключено, что А.Лукашенко снова вынудит российское руководство пойти на уступки.
Как ранее рассказывал ПРАЙМ-ТАСС Андрей Рябов из Московского центра Карнеги, "формат отношений Москвы и Минска будет постепенно сворачиваться, произойдет сужение сфер договоренностей. Я бы выделил несколько ключевых направлений сотрудничества. Во-первых, это военно-политическое сотрудничество: за последние 20 лет ничего не изменилось, и Россия в этом смысле по-прежнему стоит перед дилеммой – где проходит наша военно-политическая граница на Западе – под Брестом или же под Смоленском. Во-вторых: в рамках проекта по ЕЭП Россия и Белоруссия также обречены на сотрудничество. За то и другое Москва должна и дальше платить Минску, вопрос лишь в объеме финансирования".
В свою очередь, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко сказал ПРАЙМ-ТАСС, что в ближайшее время крупных скандалов между Москвой и Минском ждать, похоже, не приходится. "После того, как и Европа, и США заявили о недемократичности президентских выборов в Белоруссии, у Лукашенко нет возможности воевать на два фронта – одновременно и с Западом, и Москвой, у него нет для этого ни политического, ни экономического ресурсов", - рассуждает Е.Минченко.
По его словам, А.Лукашенко снова предложит Москве крепкую дружбу, за которую обязательно попросит заплатить, при этом в ходе пойдут старые приемы, например, всплывет тема о военно-политическом сотрудничестве двух стран.
В данный контекст рассуждений легко ложатся выдержки из свежей статьи в британской Guardian, авторы которой задаются вопросом о том, почему Запад вдруг так смягчился к А.Лукашенко? Ответ следует искать восточнее: Белоруссия все больше превращается в пешку в игре между Россией, Европой и США, подчеркивает издание.
"Европа упустила свой шанс изменить положение дел в Белоруссии частично потому, что приложила для этого недостаточно усилий. Односторонность, непоследовательность и самоуверенность, характерные для ее попыток расположить к себе последнего европейского диктатора, указывают на более широкую проблему, которую отметила на прошлой неделе глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Кэтрин Эштон. По ее словам, в вопросах высокой международной политики европейские страны должны либо действовать осознано и согласовано, либо смириться с индивидуальной слабостью и коллективным провалом", - пишет автор статьи Саймон Тисдолл.
"Поможет ли ему Россия - это еще один серьезный вопрос. Лукашенко, долгое время игравший на противоречиях между сторонами во имя личной выгоды, сейчас столкнулся с крупными проблемами: внешним долгом, достигающим 52 проц от ВВП, дефицитом торгового баланса в 7 млрд долл, нуждающейся в модернизации и сильно огосударствленной экономикой, а также ростом претензий со стороны 9,5 млн белорусов, променявших политическую свободу на невыполнимые обещания. Новый пятилетний президентский срок может оказаться для Лукашенко последним. Вряд ли Москва или Брюссель станут спасать его в следующий раз", - резюмирует автор.
Но той же России, по крайней мере в ближайшие годы, все-таки придется иметь контакты с А.Лукашенко, другое дело, что Москве в будущем не нужно загонять себя в угол, заявляя об очередной информационной войне или экономической блокаде по отношению к Минску, ибо потом не очень удобно признавать тактический проигрыш в таких политических играх.