Базовый закон направлен на разграничение функций прокурорского надзора и предварительного следствия и создание, в соответствии с указом президента РФ, самостоятельного государственного органа - Следственного комитета /СК/ России. Пакетом определяются задачи, принципы и организация деятельности СК, его система, порядок прохождения службы, правовое положение, материальное и социальное обеспечение работников, их финансовое и материально-техническое обеспечение.
Президент РФ будет руководить деятельностью СК и устанавливает его штатную численность. На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений СК назначаются граждане не моложе 25 лет на срок не более 5-ти лет и имеющие стаж работы по юридической специальности в СК, следственных органах, органах прокуратуры, в судебных органах не менее 3-х лет. Пребывание на руководящих должностях в СК более 2-х сроков подряд не допускается.
Оговариваются принципы невмешательства в следственный процесс. Предусматривается ответственность за воздействие на работника Следственного комитета в любой форме органов госвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ, а также должностных лиц. При этом руководитель следственного органа СК и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов. Работники Следственного комитета получают право на применение, постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств защиты. Одновременно вводится запрет на их членство в политических общественных объединениях.
Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Также предусматривается ряд мер, направленных на дальнейшее разграничение процессуального статуса руководителя следственного органа и прокурора, на повышение прокурорской роли в досудебном производстве. Так, в случае поступления к прокурору соответствующих жалоб ему предоставляется право признавать незаконными или необоснованными постановления о приостановлении предварительного следствия либо о прекращении уголовного дела и в срок не позднее 14 суток отменять эти постановления.
Основные положения закона о СК должны вступить в силу с 15 января 2011 г.
Зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров, комментируя журналистам ход работы над законопроектом, обратил внимание на то, что после его рассмотрения в первом чтении "произошли достаточно серьезные события в Москве, которые доказывают необходимость сильной системы федерального следствия, независимой от любых ведомственных и местных влияний". О том же, по словам депутата, свидетельствует продвижение расследования в Кущевской. "Если местные начальники или приближенные к ним диаспоры, или любые уличные группировки будут знать, что имеют дело с сильной федеральной системой, а не с одной из местных контор, поддающихся давлению, они тоже будут вести себя иначе", - считает А.Назаров.
"Возможно, что при дальнейшем усилении Следственного комитета России понадобится также и парламентский контроль со стороны профильного комитета Госдумы - по безопасности", - не исключил он.
23 сентября на совещании по вопросам правоохранительной деятельности президент России Дмитрий Медведев объявил, что на базе СКП будет создан СК. Он пояснил, что "органы следствия других ведомств, в том числе МВД, пока останутся самостоятельными". Однако президент не исключил, что "в дальнейшем могут быть приняты другие решения". "Главное - не нарушить существующий баланс", - уточнил глава государства.
7 сентября СКП России отметил 3 года со дня своего образования. За это время сотрудники комитета расследовали около 600 тыс дел по наиболее тяжким видам преступлений - убийствам, изнасилованиям, должностным преступлениям. Около половины расследовавшихся дел направлены в суд.