Как отмечалось в ходе обсуждения, закон призван стимулировать привлечение инвестиций в модернизацию производства и обеспечение безопасных условий работы горняков.
Как самостоятельные виды полезных ископаемых законом устанавливаются виды угля: антрацит; уголь коксующийся; уголь бурый; уголь за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого. Налоговая база по этим видам полезных ископаемых будет определяться как количество добытого сырья в натуральном выражении. Для каждого вида углей предлагается установить следующие ставки налога за 1 тонну: 47 руб - антрацита, 57 руб – коксующегося угля, 11 руб – бурого угля, 24 руб - угля, за исключением антрацита, коксующегося и бурого угля. Налоговые ставки предлагается умножать на устанавливаемые по каждому виду угля коэффициенты-дефляторы. Эти коэффициенты учитывают изменение угольных цен в России и устанавливаются ежеквартально.
Для стимулирования инвестиций в обеспечение безопасности при добыче угля законом предлагается установить для налогоплательщика возможность выбора: уменьшить сумму налога на величину экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов на обеспечение безопасных условий труда либо учесть эти расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Применение дифференцированного подхода, с точки зрения законодателей, позволит более объективно осуществлять налогообложение НДПИ при добыче угля, повысит экономическую эффективность многих угледобывающих предприятий, будет способствовать стимулированию недропользователей к инвестированию средств в обеспечение безопасных условий и охраны труда.
Как отмечалось в ходе обсуждения, дифференцированный подход при налогообложении НДПИ законом предлагается распространить лишь на виды углей, а также степень метанообильности и склонности угля к самовозгоранию. В то же время, указывалось на заседании, не предлагается дифференциация налогообложения по условиям добычи, качеству и объемам запасов месторождений и месту их расположения.
Парламентарии подчеркнули, что принятие закона приведет к сокращению налоговой базы субъектов Федерации, особенно угледобывающих регионов.