"Ни одной единицы резать не будем", - пообещал он, прежде всего, находящимся в зале представителям КПРФ, которые до последнего момента не теряли надежды снять с голосования вопрос по СНВ-3.
Как ранее сообщалось, третье чтение документа пройдет 25 января.
К первоначальному тексту постановления с одной единственной статьей – "Ратифицировать" – депутаты добавили еще пять норм. При этом сам текст договора не изменился.
В одобренных нормах, по словам главы профильного комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, подробно прописываются условия, на которых должен ратифицироваться новый договор, полномочия руководства России и палат Федерального собрания, уточняются исключительные обстоятельства, которые могли бы подвигнуть на выход России из нового договора о СНВ, оговариваются возможности проведения дальнейших переговоров по другим видам вооружения.
"Российские интерпретации не меняют текста договора, не являются зеркальным отражением резолюции сената США к ратификации СНВ-3, но балансируют соглашение и возвращают его к формату на момент подписания лидерами России и Америки", – подчеркнул депутат.
Россия выйдет из нового договора о СНВ, если не только США, но и НАТО, а также другие страны-союзники Вашингтона будут развертывать систему противоракетной обороны /ПРО/ вблизи границ России, тем самым угрожая национальной безопасности нашей страны, а также существенно снижая эффективность ее стратегических ядерных сил, подчеркнул К.Косачев. Собственно, эта норма оговаривается в поправке к основному документу.
Россия может выйти из договора и в случае принятия США, другим государством или группой государств СНВ решений в области военного строительства, а также возникновения иных обстоятельств, которые могут создать угрозу национальной безопасности РФ.
Препятствием для дальнейшего участия России в договоре станет также развертывание США, другими государствами или группой государств вооружений, препятствующих функционированию российской системы предупреждения о ракетном нападении, подчеркивается в документе.
Как следует из текста поправки, в случае возникновения таких обстоятельств президент РФ может попытаться принять политические, дипломатические и иные меры по их устранению или нейтрализации их последствий. Он также обязан провести незамедлительные консультации с парламентом и с учетом их результатов принять решение о перспективах дальнейшего участия России в договоре по СНВ. В свою очередь, инициировать такие консультации может и российский парламент или, как минимум, высказать президенту России на этот счет свои рекомендации.
В четвертой статье, в частности, указано, что положения преамбулы договора, где прописана взаимосвязь СНВ и ПРО, должны в полном объеме учитываться сторонами и имеют всю юридическую силу, отметил К.Косачев. Другим условием выполнения договора станет распространение системы учета боезарядов и средств их доставки не только на уже существующие виды вооружения, но и на все те, которые могут появиться в будущем.
Также оговорено, что Россия будет поддерживать свой ядерный потенциал и боевую готовность, что подразумевает разработку и испытание нового вооружения.
Депутаты потребовали также сохранения и развития необходимой научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, а также производственных мощностей.
Россия также не будет предоставлять США информацию о пусках новых типов своих межконтинентальных баллистических ракет /МБР/ и баллистических ракет подводных лодок. Согласно поправкам, "реализация нового договора о СНВ осуществляется при соблюдении" в том числе такого условия, как "предоставление США телеметрической информации о пусках существующих типов МБР и баллистических ракет подводных лодок РФ только до момента отделения автономного блока разведения или полезной нагрузки от последней ступени МБР или ракет подводных лодок". Одновременно оговоркой является "непредоставление США телеметрической информации о пусках новых типов МБР и баллистических ракет подводных лодок РФ".
Отдельной статьей в поправках оговаривается, что "президент России принимает решение о проведении переговоров по дальнейшему сокращению и ограничению ядерных вооружений с учетом хода реализации нового договора о СНВ, его принципов и положений, а также состояния таких вооружений США, третьих государств в комплексе с другими задачами национальной безопасности РФ".
При этом глава МИД России Сергей Лавров накануне заявил, что обсуждать вопросы о дальнейшем сокращении стратегических и ядерных вооружений до выполнения условий, предусмотренных новым российско-американским договором об СНВ, преждевременно. "Мы убеждены, что прежде чем говорить о дальнейших шагах в сфере ядерного разоружения, необходимо выполнить договор об СНВ, который мы подписали с США", — сказал в четверг С.Лавров.
По его словам, безопасность в современном мире это комплексный вопрос. "Безопасность может быть только равной и неделимой", — отметил министр.
При этом дипломат поддерживает стремление российских парламентариев дать адекватную оценку резолюции американского Сената по этому документа, которая в итоге вылилась в ряд оговорок к основному Договору. С.Лавров еще раз подчеркнул, что резолюция Сената США не затрагивает содержания самого Договора. "Сам Договор ими не затронут. Он остается в том виде, в котором был подписан президентами", - отметил министр, подчеркивая, что российский парламент также должен избежать соблазна вносить правки в основной документ.
Глава российского внешнеполитического ведомства также отметил, что в 2011 году важно сохранить положительную динамику отношений между Россией и США. По его словам, минувший год показал, что "линия на качественное обновление сотрудничества дает конкретные результаты".
Напомним, новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был подписан 8 апреля 2010 г в Праге президентами РФ и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Он был заключен на 10 лет с возможностью продления еще на пять лет. Сенат США ратифицировал договор по СНВ 23 декабря 2010 г.
Документом предусматривается, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 единиц - для развернутых межконтинентальных баллистических ракет /МБР/, баллистических ракет подводных лодок /БРПЛ/ и тяжелых бомбардировщиков /ТБ/. Для боезарядов на них вводится предельная величина - 1 тыс. 550 единиц, а для развернутых и неразвернутых пусковых установок /ПУ/ МБР и БРПЛ, а также ТБ - 800 единиц.
Предполагается, что для США соблюдение условий договора будет означать реальное сокращение своих СНВ, тогда как Россия получает возможность для наращивания ядерных сил.
Третье, заключительное, чтение данного закона предварительно планируется на 25 января. Как ранее отмечал спикер нижней палаты российского парламента Борис Грызлов, что параллельно, в этот же день, будут приняты два заявления - первое Госдума направит в конгресс США - оно непосредственно связано с ратификацией договора СНВ, а второе заявление, которое будет носить внутренний характер, касается укрепления обороноспособности страны.
В то же время, ранее тот же К.Косачев говорил, что подписание договора о СНВ-3 более выгодно России, нежели США.
По его словам, "три мифа сопутствуют дискуссии по СНВ". "Первый, надеюсь, снят в первом чтении и касался существа подписанного договора, что он якобы не выгоден РФ, создает односторонние преимущества для США и ведет к одностороннему разоружению РФ", - отметил депутат.
Второй миф, продолжил он, "последовательно насаждается оппозицией и заключается в некой приоритетности решений Сената /конгресса США/ по отношению к нашим решениям". "Уже в рамках сенатской дискуссии небезызвестный сенатор /Джон/ Маккейн с удивлением провозгласил, что заявление российских руководителей свидетельствует, что они не признают декларации Сената США, - напомнил глава профильного комитета. - С этой трибуны могу подтвердить, что он прав, мы действительно не признаем верховенство деклараций сената по отношению к нашим решениям, что бы по этому поводу ни думали наши коллеги от оппозиции слева".
"Более того, в ратификационном пакете - речь идет не только о рассматриваемом законопроекте, но и о двух сопутствующих заявлениях, которые мы будем предлагать Госдуме к принятию в рамках третьего чтения, - констатируется, что одностороннее понимание США отдельных положений нового договора о СНВ не меняет юридических обязательств США по договору и не налагает на РФ никаких дополнительных обязательств", - акцентировал внимание К.Косачев. "Я бы просил всех из этого исходить и не повторять этот миф, который я считаю серьезной политической ошибкой", - сказал он.
Отметим также, что 30 декабря премьер-министр России Владимир Путин заявил, что его доверие к американским партнерам укрепляется и назвал ратификацию Договора о СНВ безусловным успехом президента России Дмитрия Медведева. Он назвал этот договор одним из важнейших элементов выстраивания отношений России с внешним миром. "А благоприятная внешняя среда, безусловно, является одним из важнейших факторов стабильного, спокойного внутреннего развития", - сказал тогда В.Путин.
Тем не менее, ряд экспертов считают, что США все равно будут искать уловку, чтобы обойти предусмотренные договором СНВ ограничения, считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. По его словам, к примеру, американцы могут задуматься о внедрении ПРО, размещенных на авианосцах, которые заметить при отсутствии эффективно функционирующей системы ГЛОНАСС очень сложно.
Нынешнее же затишье на данном направлении вызвано сугубо экономическими причинами. Для строительства только шахт для ракет в Польше нужно более 1 млрд долларов, а таких денег в американской казне сейчас на эти цели нет, отмечает А.Цыганок.
В свою очередь, замдиректора Института военного и стратегического анализа Александр Храмчихин полагает, что "это первый в истории договор, который нам выгоден больше, чем американцам. В целом документ таков, что если бы его не было, по большому счету почти ничего бы не изменилось. Ни одной из сторон предпринимать по нему ничего существенного не нужно. Разве что американцам придется немного поджаться. У них сегодня около 800 носителей ядерного оружия, чуть больше, чем позволяет ДСНВ. Ну, за семь лет, отведенных на это договором, порежут несколько десятков ракет "Минитмэн". Возраст некоторых из них и так перевалил за сорок лет. Все равно скоро утилизировать. А нам вообще делать ничего не предписано. У России осталось чуть больше 600 носителей. Так что можно даже немного нарастить это число".
А.Храмчихин также объяснил, что нельзя увязывать ратификацию договора о СНВ с проблемой развертывания США системы ПРО в той же Европе.
"В российской прессе уже появились поспешные комментарии, будто теперь никакой системы ПРО Соединенные Штаты строить не будут. Чушь это. В ДСНВ на этот счет никаких ограничений нет. Захотят американцы ее разворачивать – будут разворачивать" - объясняет он.