Стоит при этом отметить, что никакой политической подоплеки во вступлении Эстонии в зону евро нет. В русскоязычной прессе не принято писать об экономических успехах этой бывшей советской республики, при этом эти самые успехи вполне впечатляющие – страна сумела оптимизировать свою финансовую систему за сравнительно недолгие годы своего пребывания в ЕС и стала образцовым членом Сообщества, сумев снизить в 2010 году до 2,4 проц ВВП дефицит своего бюджета, что значительно ниже нормативов еврозоны /норма 3 проц ВВП, причем в 2010 году лишь две страны Евросоюза смогли удержаться в рамках предписанного Пактом о стабильности трехпроцентного дефицита госбюджета — кроме упомянутой Эстонии это еще Люксембург – прим ред/.
Другой вопрос - может ли евроклуб вообще "переварить" нового члена? Ведь у него своих проблем по горло. Например, как было сказано выше, несколько стран находятся на грани банкротства и поспешно прячутся под срочно раскрытый многомиллиардный "еврозонтик", набирая кредит за кредитом, процентные ставки по котором "спонсирует" ЕЦБ. В мире гремит и бушует "валютная война" — американский доллар, китайский юань, швейцарский франк, японская иена, бразильский реал и еще дюжина валют наперегонки "худеют", стараясь перещеголять друг друга в обесценивании своих курсов. И хотя европейцы в 2010 году приняли консолидированное решение, что в валютных войнах они участвовать не намерены, вопрос о том, справятся ли страны еврозоны в такое бурное время с непременными трудностями, сопровождающими вступление в клуб 17-го члена, никто однозначно сказать не может. Пессимистически настроенные аналитики считают, что в ближайшее время вхождение новых стран в евро будет заморожено, а радикалы от экономики вообще предрекают, что через 3-5 лет еврозона расколется на две части – южную и северную.
Евро по отношению к американскому доллару по-прежнему переоценен, заявил сегодня президент Франции Николя Саркози. При этом он подчеркнул, что раньше ситуация была еще хуже.
Н.Саркози отметил, что сейчас евро стоит 1,29 - 1,3 доллара. По словам президента Франции, это все равно слишком много. "Я прекрасно знаю, что повышение евро на 0,1 доллара обходится компании в миллиард евро", - сказал Н.Саркози. При этом он отметил, что Европе необходимо сохранить еврозону и свою единую валюту, потому что с развалом еврозоны развалится вся Европа.
Напомним, что на этой неделе премьер-министр Франции Франсуа Фийон призвал Великобританию поддержать усилия по спасению евро и сделать шаг в сторону большей европейской интеграции. Страна, по его словам, не входит в еврозону, но "провал" евро будет катастрофой для Британии ввиду тесных связей с объединенной Европой.
Комментарии Ф.Фийона прозвучали в преддверии визита политика в Лондон, где французский премьер встретился со своим британским коллегой Дэвидом Кэмероном. В повестке визита и встреча с председателем Европейского совета Херманом ван Ромпейем, посвященной дальнейшей судьбе единой европейской валюты, которая испытывает давление ввиду долговых проблем стран - участниц еврозоны.
Ранее сообщалось, что европейские лидеры договорились создать постоянный антикризисный механизм.
Главы государств и правительств стран ЕС на саммите в Брюсселе в конце 2010 года договорились создать после 2013 года постоянно действующий фонд для поддержки евро /объем – 750 млрд евро с возможности его дальнейшего увеличения – прим ред/ и пообещали сделать все от них зависящее для преодоления долгового кризиса в ЕС.
"Сегодня хороший день для Европы, потому что, как я полагаю, мы сделали необходимое - мы договорились по европейскому механизму стабильности. Речь идет о европейском финансовом механизме стабильности, являющимся постоянным, и мы договорились об ограниченном изменении Лиссабонского договора, которое позволяет запустить этот постоянный механизм", - сказа тогда глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу.
В свою очередь, Херман Ван Ромпей сообщил журналистам о "трех важных делах", свершенных европейскими лидерами: изменении к Лиссабонскому договору, необходимому для создания механизма финансовой стабильности; согласовании специфики такого механизма; договоренности продолжать экономическую стратегию, которой Евросовет придерживался с начала 2011 года.
По его словам, к статье 136 Лиссабонского договора добавлены два предложения, позволяющие странам зоны евро оказывать помощь друг другу. Изменение касается только стран зоны евро и не затрагивает компетенцию ЕС. Поэтому все согласились на упрощенный вариант пересмотра договора, пояснил глава Евросовета.
Ряд экспертов довольно скептически относятся к тому, что создаваемый фонд сможет стать спасти страны еврозоны от серьезных долговых проблем и стабилизировать курс евро.
Первая страна может покинуть валютный союз через 3-5 лет, пишет в своем комментарии для ПРАЙМ-ТАСС Денис Барабанов из ИК "Грандис Капитал"
"Вслед за Грецией и Ирландией за помощью к ЕС/МВФ может обратиться и Португалия. Сценарий все тот же: вялые попытки убедить инвесторов в стабильном положении не приводят к особенному успеху, при том, что рост доходности облигаций сдерживается лишь агрессивными покупками ЕЦБ. Регулятор все активнее ведет себя на рынке: в Европе всеми силами стремятся остановить расползание кредитного кризиса", - отмечает он. Опираясь на прогнозы Еврокомиссии по размерам госдолга стран еврозоны, он пишет, что существенных улучшений по ситуации с госдолгом ждать не стоит.
"Продолжая цепочку, за Португалией могут последовать и другие страны. То есть крупнейшим европейским экономикам придется и дальше выкупать долги, на протяжении, возможно, нескольких лет, так как вопрос сокращения дефицитов бюджета PIIGS /Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания – прим ред/ – это скорее виртуальная перспектива. А ведь еще нужно возвращать долги", - указывает эксперт.
"То есть, ЕЦБ и Германии с Францией придется "спасать всех". Нет сомнений в том, что средств достаточно, в целях финансирования можно начать как распродажу активов, так и более активно использовать "печатный станок". Можно привлекать партнеров вроде Китая, которые с радостью используют ситуацию для выхода на европейский рынок", - отмечает Д.Барабанов.
При этом он, отвергая такой сценарий как дефолт какой-либо страны в составе еврозоны, он полагает, что однако изменения необходимы. "В принципе, гипотетически можно предположить выход или "исключение" ряда стран из зоны евро. Последствия такого решения будут довольно интересными. Сразу же стоит сказать, что это перспектива не ближайших лет. Скорее стоит говорить о 3-5-летнем сроке", - отмечает Д.Барабанов.
"Понятно, что немедленный эффект будет крайне негативным. Вопрос безопасности здесь является ключевым, соответственно, стоит ждать резкого обвала курсов национальных валют, падения на рынках акций и облигаций. Это первоначальный шок. Исход капитала ударит по банковскому сектору. Особенно критичным это является для стран, имеющих большие долги в валюте и стран, чьи экономики тесно связаны с другими слабейшими участниками Еврозоны. И это не обязательно страны, использующие евро. Не стоит сомневаться в том, что ситуация негативно отразится, например, на Болгарии и Румынии. Пострадают и устойчивые экономики, вроде Чехии, которые экспортируют товары в страны Восточной Европы", - рассуждает Д.Барабанов.
У слову сказать, наиболее близка к вступлению в еврозону Чехия, однако в этой стране как большинство населения, так и правительство против этого шага. Поляки готовы поддержать свое вступление в еврозону, но премьер-министр Польши Дональд Туск полагает, что торопиться не стоит. Руководитель венгерского правительства Виктор Орбан считает, что его страна, ввиду нынешних экономических трудностей, имеет шанс присоединиться к еврозоне разве что через десять лет. А для Болгарии и Румынии, пожалуй, даже такой срок нереален.
Очевидно, что вопрос о сохранении еврозоны в нынешнем его виде более актуальный не только для экономистов, но и политиков.
"Кто первым покинет зону евро? Сильная страна или слабая? Здесь два варианта. Выход Германии /и Франции/ позволит слабейшим странам сохранить евро, эта валюта резко ослабнет, что приведет к снижению долговой нагрузки и удешевлению экспорта. Опять же, возвращение немецкой марки приведет к росту этой валюты и росту импорта в Германию, по большей части из периферийных экономик. Второй вариант – выход одной или нескольких слабейших стран из состава Еврозоны. Этот вариант выглядит более вероятным из-за вопроса политического престижа. Здесь быстрый эффект для слабых экономик не столь очевиден, восстановление будет более продолжительным по времени", - отмечает Д.Барабанов.
В свою очередь, по мнению замдиректора Института мировой экономики и международных отношений /ИМЭМО/ РАН Ивана Королева, никто не выйдет из зоны евро хотя бы потому, что не известен сам механизм такого выхода. "Неясно, например, как эти страны будут обменивать евро на новую национальную валюту. Люди просто не станут менять свои евро на новые деньги", – приводит пример И.Королев.
Распад зоны евро не выгоден ни Евросоюзу, ни самим кандидатам на выход, отмечает руководитель Центра денежно-кредитных и валютно-финансовых проблем Института Европы РАН Аркадий Масленников. Он напоминает, что председатель правления Европейского центрального банка Жан-Клод Трише уже предлагал временно исключить ряд стран из еврозоны, но от этой идеи в тот раз отказались.
"Члены зоны евро не могут выйти из ее состава, так как это будет для них равнозначно экономической смерти, – подчеркивает глава центра. – Евросоюзу, конечно, тяжело тянуть за собой проблемные страны, но исключить их из своего состава или из еврозоны – это значит расписаться в крушении самой идеи Евросоюза". Поэтому, по словам эксперта, Евросоюз и вынужден "откупаться" от них, то есть предоставлять финансовую помощь. "Стратегическая задача Евросоюза – все-таки экспансия, а не сужение, – соглашается И.Королев.