Депутаты внесли в первоначальный текст постановления с одной единственной статьей - "ратифицировать" - еще 5 дополнительных пунктов, которые, по сути, являются набором российских условий, оговорок и интерпретаций к договору в ответ на ратификационную резолюцию сената конгресса США. При этом сам текст договора, подписанный 8 апреля в Праге лидерами России и США, не изменился.
В одобренных нормах, по словам председателя профильного комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, подробно прописываются условия, на которых должен ратифицироваться новый договор, полномочия руководства России и палат Федерального Собрания, уточняются исключительные обстоятельства, которые могли бы подвигнуть на выход России из договора СНВ, оговариваются возможности проведения дальнейших переговоров по другим видам вооружения. "Российские интерпретации не меняют текста договора, не являются зеркальным отражением резолюции сената США к ратификации СНВ-3, но балансируют соглашение и возвращают его к формату на момент подписания лидерами России и Америки", - подчеркнул депутат.
К.Косачев пояснил, что условиями выхода из договора российской стороны предлагается признать нарушение со стороны американцев его положений, одностороннее развертывание США, а также "другими государствами или группой государств" таких систем ПРО, которые "качественным образом нарушают национальную безопасность и обороноспособность РФ", а также принятие на вооружение систем в неядерном оснащении без соответствующих решений двусторонней консультационной комиссии. Помимо этого ратификационным законопроектом правительству РФ вменяется обязанность ежегодно отчитываться перед Госдумой о ходе реализации договора, а президенту РФ - разработать программу развития стратегических ядерных вооружений.
В четвертой статье, в частности, указано, что положения преамбулы договора, где прописана взаимосвязь СНВ и ПРО, должны в полном объеме учитываться сторонами и имеют всю юридическую силу. Другим условием выполнения договора станет распространение системы учета боезарядов и средств их доставки не только на уже существующие виды вооружения, но и на все те, которые могут появиться в будущем.
Оговорено, что Россия будет поддерживать свой ядерный потенциал и боевую готовность, что подразумевает разработку и испытание нового вооружения. Депутаты требуют сохранения и развитие необходимой научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, а также производственных мощностей.
Россия также не будет предоставлять США информацию о пусках новых типов своих межконтинентальных баллистических ракет /МБР/ и баллистических ракет подводных лодок. Согласно принятым поправкам, "реализация нового Договора о СНВ осуществляется при соблюдении", в том числе, такого условия, как "предоставление США телеметрической информации о пусках существующих типов МБР и баллистических ракет подводных лодок РФ только до момента отделения автономного блока разведения или полезной нагрузки от последней ступени МБР или ракет подводных лодок". Одновременно оговоркой является "непредоставление США телеметрической информации о пусках новых типов МБР и баллистических ракет подводных лодок РФ"Одновременно оговоркой является "непредоставление США телеметрической информации о пусках новых типов МБР и баллистических ракет подводных лодок РФ".
Отдельной статьей теперь оговаривается, что "президент РФ принимает решение о проведении переговоров по дальнейшему сокращению и ограничению ядерных вооружений с учетом хода реализации нового Договора о СНВ, его принципов и положений, а также состояния таких вооружений США, третьих государств в комплексе с другими задачами национальной безопасности РФ".
Госдума приняла законопроект о ратификации договора СНВ в первом чтении 24 декабря 2010 г. Сенат конгресса США одобрил договор 22 декабря, сопроводив его сопутствующей резолюцией с рядом оговорок.
Новый договор о СНВ-3 был подписан президентами России и США в апреле 2010 г в Праге. Он обязывает стороны за 7 лет сократить суммарное количество боезарядов примерно на треть - до 1,55 тыс, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.
Как ранее пояснял журналистам председатель Госдумы Борис Грызлов, вопрос о ратификации впервые обсуждается в Госдуме по процедуре трех чтений, окончательное чтение намечено на 25 января. "Мы вынуждены были это сделать, поскольку конгресс США принял определенные оговорки к тому тексту, который был подписан президентами РФ и США", - отметил он.