Нефтепровод от города Сковородино в Амурской области РФ до китайского Дацина является отводом от трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" /ВСТО/. Каждая страна самостоятельно строила свой участок, граница межгосударственной трассы проходит посередине реки Амур. Трубопроводная система ВСТО предназначена для транспортировки добываемой в Западной и Восточной Сибири нефти на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В январе 2011 г в КНР планируется прокачать 1,318 млн т нефти. В ноябре "Транснефть" начала поставку технологической нефти для заполнения нефтепровода "Сковородино-Дацин", завершила заполнение 19 декабря.
Отвод на Китай от ВСТО построен в соответствии с условиями межправительственного соглашения. "Роснефть" и "Транснефть" получили от Банка развития Китая кредиты на 15 млрд и 10 млрд долл соответственно в обмен на гарантии поставок нефти в течение 20 лет /2011-2030 гг/ в объеме 15 млн т в год. Но и это не предел. В сентябре глава "Транснефти" Николай Токарев не исключал, что поставки нефти в КНР могут быть удвоены. По его словам, технологически объем поставок может быть увеличен до 30 млн т.
Эксперты по-разному оценивают перспективы российско-китайского сотрудничества в области энергетики. Есть мнение, что, наращивая поставки в Китай, а также задумывая совместные с Поднебесной энергопроекты, Россия становится "сырьевым придатком" КНР. С другой стороны, более прагматичные аналитики говорят о необходимости диверсификации экспортных поставок, а также предлагают учитывать растущие аппетиты Китая.
Как отметил сегодня генеральный директор Фонда Национальной энергетической безопасности Константин Симонов, мы только сейчас начинаем диалог с Китаем в области энергетики, и он разительно отличается от российского диалога с Европой. "Энергодиалог с КНР только начинается, и только-только официально стартовали поставки по новому нефтепроводу", - отмечает он. Довольно непросто идут и газовые переговоры, указывает эксперт. В отличие от интеллектуального сотрудничества с Европой, диалог с Китаем сложно назвать открытым. "В КНР много экспертных центров, которые занимаются вопросами энергетики, но в России мнение китайских специалистов практически неизвестно", - сетует К.Симонов.
Правда, по его оценке, по мере роста интереса друг к другу, более интенсивным будет и диалог. "Мы все знаем аргументы за нашу кооперацию с Китаем – из-за увеличения спроса и ограниченности ресурсов, КНР нужны внешние источники сырья, - сказал К.Симонов. - Рост импорта углеводородов будет спровоцирован экономическим ростом в Поднебесной, который прогнозируют эксперты".
В Китае высоким темпом идет урбанизация, и в городах потребление энергоресурсов выше, чем на селе, поясняет также К.Симонов. Кроме того, КНР уже не способна выдержать ту структуру энергобаланса, которая сложилась в настоящий момент. Доля угля составляет 60-70 проц, что уже неприемлемо для китайской экономики. "Будет расти доля газа в структуре потребления, - прогнозирует эксперт. – И российское "голубое топливо" в этой связи окажется весьма полезным".
Кроме того, стоит учитывать политическую рискованность нефтяных поставок из Персидского залива. "В случае негативного развития событий, логистика танкерных поставок проблематичнее, чем при условии прокачки по нефтепроводу", - указывает на очевидные доводы для КНР в пользу сотрудничества с Россией К.Симонов. По его оценке РФ также заинтересована в диверсификации поставок. "Наши непростые отношения с Евросоюзом в этой области также является аргументом в пользу расширения энергетического сотрудничества с Китаем", - говорит эксперт.
Тем не менее, проблемы есть, признает К.Симонов. Есть, как в нефтяных, так и в газовых взаимоотношениях. Сложности в нефтяной сфере больше связаны с российскими внутренними проблемами - уровень добычи нефти на Востоке крайне невелик, а энергосырье западной части ориентировано на европейский рынок. Что касается газа, то здесь остаются нерешенными вопросы ценообразования. "Если рынок нефтепродуктов в Китае либерализован, и цена на нефть может варьироваться, то с рынком газа картина иная – он дешев на китайском рынке, - поясняет он. - При этом КНР не готова реформировать ценообразование в области газа, и здесь мы пока взаимопонимания не находим".
Кроме того, существуют разные оценки потребностей Китая в поставках газа, несмотря на то, что эксперты едины в том, что спрос будет расти. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, к 2015 году потребность в газе в Китае достигнет объема в 140 млрд куб м. При этом около 60-70 млрд куб м Китай будет импортировать. Есть и более долгосрочные прогнозы, предполагающие, что к 2020 году потребность КНР в газе превысит 300 млрд куб м.
Тем не менее, пока дефицит газа в КНР минимален, и спешить здесь ни к чему, отметил сегодня руководитель Центра энергетически и транспортных исследований Института Востоковедения РАН Игорь Томберг. Спрос на газ низкий, подтвердили и китайские коллеги, но признали, что с целью повышения экологичности потребления долю газа придется повышать.
И.Томберг не видит оснований и для опасений на тему, что "мы упустили российский газовый рынок". "Центральная Азия не является конкурентом России, - отметил он. - Туркменскому руководству свойственно преувеличивать свои возможности по поставкам. Кроме того, за прошлый год было поставлено всего 4 млрд куб м. Конкуренции я не вижу".
Эксперт также согласен с тем, что "азиатский вектор" является хорошим способом диверсифицировать экспорт. "Поскольку российский рынок и так чрезмерно "загазован", и нефть в больших количествах нам тоже не нужна, экспорт для нашей страны очень важен", - отметил он.