Итоги опроса с одной стороны оптимистичные – расходы россиян на празднование Нового 2011 года выросли по сравнению с новогодним праздником 2010 года, но с другой стороны россияне оказались недовольны – им дарили неожидаемые подарки, мечталось о чем-то другом. Последний момент отражает тот факт, что россияне по-прежнему в душе дети, пускай даже они уже не верят в Деда Мороза, но им на Новый год хочется чего-нибудь сказочного. Кроме того, каждый пятый традиционно признался, что подарка на новый год так и не получил /22 проц/, хотя накануне нового года таких россиян было только 16 проц. Получается, 7 проц из 22 проц бесподарочных россиян все-таки надеялись на подарки, но так и не получили. А для 21 проц россиян это вообще был сложный опрос и они затруднились с ответами.
Средняя сумма расходов на празднование нового 2011 года достигла 7,466 тыс руб, что на 14 проц больше, чем в прошлом году /в 2010 г – 6,571 тыс рублей/. Реальная сумма превысила планируемую на 21 проц - в декабре 2010 г россияне рассчитывали потратить 6,168 тыс рублей.
Как отмечают эксперты ВЦИОМ, в наибольшей степени отличаются от ожидаемых фактические траты на новогодний стол: на угощение планировалось потратить 2,141 тыс рублей, реальная сумма составила 2,676 тыс рублей /год назад – 2,545 тыс рублей/. Подарки обошлись согражданам в среднем в 2,518 тыс рублей /год назад – 2,318 тыс рублей/, что также превышает запланированный бюджет /2,200 тыс рублей/. В наибольшей степени по сравнению с прошлым годом увеличились траты на елки для детей, представления и т.д.: за год они выросли с 1,708 рублей тыс до 2,272 тыс рублей, притом, что на эту статью расходов респонденты планировали потратить в пределах 1,826 тыс рублей.
В этот новый год россияне традиционно нашли под елкой сувениры /28 проц/, парфюмерию, косметику и бижутерию /26 проц/, конфеты, алкоголь и деликатесы /25 проц/. Одежду и обувь в качестве презентов получили 14 проц опрошенных. Значительно меньше тех, кому подарили деньги /7 проц/, ювелирные украшения /6 проц/, различную технику - бытовые приборы /6 проц/, мобильный телефон /4 проц/, фото-, видео- и аудиоаппаратуру /2 проц/, а также аудио- и DVD-диски /2 проц/. Редкими подарками стали и ювелирные украшения /6 проц/, игрушки, цветы /4 проц/, билеты на концерт, в театр и т.д. /2 проц/.
Как отмечает ВЦИОМ, полученные новогодние подарки, как и прежде, стали разочарованием для многих россиян. Так, сувениры /авторучки, блокноты, портмоне и тд/ мечтали найти под елкой только 8 проц, а получили в итоге 28 проц опрошенных. Аналогичная ситуация - с парфюмерией и бижутерией /11 проц мечтающих против 26 проц получивших/. Одежду, обувь мечтали найти под елкой 6 проц россиян, а получили 14 проц, деньги - 10 и 7 проц соответственно, ювелирные украшения 10 и 6 проц, мобильный телефон - 7 и 4 проц, игрушки - 2 и 4 проц, билеты /приглашение/ на концерт, в театр, ужин в ресторане - 3 и 2 проц, фото-, видео-, аудиотехника - 5 и 2 проц.
Полное удовлетворение испытали россияне, которые мечтали получить в новогодний подарок бытовые приборы /чайник, утюг, кофеварка/ - 6 проц мечтало о таком подарке и 6 проц получило. Также мечты совпали с реальностью у тех россиян, кто хотел бы получить CD, DVD диски /аудио, видео/ - по 2 проц, а также цветы по 4 проц мечтавших и получивших.
Одним из самых разочаровывающих подарков стали конфеты, алкоголь и деликатесы: их хотели бы получить в подарок только 5 проц, фактически же их вручили каждому четвертому /25 проц/. Напротив, автомобиль и компьютер, турпутевку на отдых
о которых мечтали 6, 4 и 7 проц россиян соответственно, в этом году в подарок не получил практически никто.
Хочется отметить плохую работу Деда Мороза – обычно Дед Мороз должен проводить маркетинговый опрос друзей и родственников, что бы желания совпали с реальными подарками. Но видимо Дед Мороз потратил все свои силы на детей, а для взрослых у него не хватило времени и сил, а сами взрослые оказали друг другу формальное внимание при дарении подарков, что и отражает статистика. Также хочется отметить, что россияне ежегодно увеличивают в целом новогодние траты и даже в кризисный период 2008-2009 гг, и не экономили на подарках близким и родным, на новогодний стол, но могут в трудные времена сэкономить на других новогодних расходах /турпоездки, елки для детей, театры, рестораны и т.д. в новогодний период/. Это отражает душевную широту россиян – главное, чтоб стол был накрыт, и подарки были.
Надо отметить, в опросе принимали участие разные люди. Но больше половины населения страны составляют небогатые россияне – те, кто не путешествует за границу, с трудом может позволить себе покупку бытовой техники, не говоря уже о других тратах.
По данным опроса ВЦИОМ, об изменениях социальных групп за 10 лет /проведен накануне начавшегося кризиса в России в 2008 г/, средний класс /те, кто не затрудняется при покупке разных вещей, но затрудняются при покупке машины, квартиры и тп./ составлял в России всего 16 проц населения. Свыше 51 проц населения – это россияне, которые экономят, затрудняются при расходах, в т.ч. при покупке бытовой техники /ТВ, фото-, видео-, аудиотехника и т.д./.
За время кризиса количество небогатых россиян вряд ли стало меньше 50 проц, скорее увеличилось, а доля среднего класса могла уменьшиться. В 2008-2009 гг были сокращения персонала банков, инвесткомпаний и т.д.
Если говорить о среднем классе - надежде новой России, - то по-прежнему наибольшее беспокойство у среднего класса вызывает инфляция и безработица, хотя и надеются увеличения своего дохода в 2011 г по сравнению с 2010 г на 9 проц, согласно недавно опубликованному опросу инвесткомпания "Тройка Диалог" /компания опрашивала людей, чей доход составляет примерно 1,1 тыс долл в месяц/.
В этом разница между средним и обычным классом россиян. Менее богатые россияне не могут позволить массово излучать такой максимализм-оптимизм – вроде как могут и уволить, могут и цены вырасти, но при этом они ждут повышения своих доходов. Это, наверное, связано с профессией – финансовые служащие или хорошо оплачиваемые сотрудники торговых компаний /обычно известных компаний/ быстро находят хорошо оплачиваемую работу даже, если они пережили увольнение в кризисный период.
Чтобы больше половины населения России перешло из социального слоя, копящего годами на бытовую технику /не говоря уже об автомобиле/, в средний класс, то им нужно:
- иметь хорошее образование /институт, университет, желательно известный, престижный/; - не работать в госсекторе /79 проц опрошенных работают в частном секторе/; - говорить на иностранном языке /57 проц говорят по-английски/; - быть грамотным пользователем компьютера, владеть им /для себя и детей/, и получать информацию из Интернета /проводить в нем более 3-х часов в день/; - иметь в собственности квартиру, автомобиль /если добавить "дачу", то получится уровень мечты советского гражданина/; - откладывать 10 проц своего дохода; - ориентироваться в депозитах, акциях, облигациях, ПИФах /играть на бирже/; - ездить за границу; - 28 проц дохода тратить на питание и одежду, 20 проц - на предметы роскоши, путешествия, походы в рестораны.
Хотя с другой стороны, вряд ли, что при массовом "осреднении" россиян значительно изменятся итоги новогодних опросов по поводу подарков. Ведь, не уровень доходов определяет точность совпадения подаренного с ожидаемым. Это скорее вопрос не материального благосостояния, а душевного – это зависит от внимания друг к другу, от чуткости.