Сегодня 1 февраля 2011 года в Москве пройдет подписание соглашения о создании Евразийской ассоциации кабельного телевидения /ЕАКТ/, члены которой обслуживают более 40 млн. абонентов в двенадцати странах.
Мероприятие по подписанию соглашения о взаимодействии отраслевых объединений участников кабельного рынка на евроазиатском пространстве проходит в рамках открывающейся сегодня крупнейшей выставки и конференции в области телевещания CSTB 2011.
В подписании соглашения принимают участие представители отраслевых объединений двенадцати стран: Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Российской Федерации, Польши, Турции, Украины и Эстонии.
Целью создания международного профессионального сообщества является обмен опытом в области технологии, развития бизнеса и совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей более 40 млн. абонентов, пользующихся услугами членов ЕАКТ. Евразийская ассоциация кабельного телевидения открыта для вступления новых членов и интерес уже проявили профессиональные сообщества из Китая, Южной Кореи и ряда других стран.
В настоящее время Евразийская ассоциация кабельного телевидения является третьей в мире по количеству абонентов, после аналогичных профессиональных объединений Северной Америки и Европы.
Участники ЕАКТ выделяют следующие направления деятельности:
· обмен информацией о законодательном обеспечении деятельности операторов связи, контент-производителей и контент-агрегаторов;
· обмен опытом по приведению нормативно-правовой базы в соответствие с отношениями, формирующимися в цепочке "абонент - оператор – контент-производитель – рекламодатель – вещатель – контент-агрегатор";
· формирование условий для повышения роли кабельных компаний в решении глобальной задачи перехода на цифровое вещание;
· вопросы лицензирования деятельности операторов и вещателей;
· формирование общих принципов построения отношений с обществами по коллективному управлению авторскими правами;
· преодоление проблем роста компаний отрасли и повышение их инвестиционной привлекательности;
· выработка моделей взаимодействия между оператором и контент-производителем, вещателем;
· распространение иностранных телеканалов, развитие национального телеконтента в странах Договаривающихся сторон, удовлетворение спроса и поддержание интереса телезрителей;
· внедрение новых технологий, популяризация цифрового многоканального телесмотрения.
***
Рынок платного телевидения является одним из наиболее быстрорастущих сегментов телекоммуникационного рынка в мире.
По оценке J’son & Partners Consulting, в 2010 году число подписчиков платного телевидения в мире составило 700 млн. абонентов, а к 2014 году этот показатель вырастет до 846 млн. домохозяйств. Таким образом, средний рост составит около 4,7% в год.
Абонентская база кабельного телевидения, занимающего около 70% рынка платного телевидения в мире, насчитывала по итогам 2009 года 475 млн. домохозяйств. Спутниковое телевидение является вторым по величине рынком с долей 25% и абонентской базой около 165 млн. домохозяйств. За ним следует IPTV с абонентской базой 35 млн. домохозяйств и долей рынка 5%. По прогнозам западных аналитиков, в 2010 году доходы на этом рынке вырастут до $171 млрд, а на конец 2014 года составят более $222 млрд.
По оценкам iKS-Consulting, к концу 2010 года число пользователей платного ТВ в России достигнет 20,5 млн /без учета абонентов систем коллективного приема телевидения /СКПТ/ и подписчиков пакетов, содержащих только бесплатные каналы/. Объем рынка превысит 33 млрд руб. Проникновение услуги составит 40%.
Развитие рынков платного телевидения на постсоветском пространстве происходит с разными темпами, при этом, анализируя тенденции данных рынков, можно разделить их на 4 категории по территориальному признаку:
страны Балтии /Эстония, Литва, Латвия/, страны европейской части СНГ /Украина, Белоруссия, Молдова/, страны Закавказской части СНГ /Азербайджан, Грузия, которая является бывшей страной СНГ/, страны Центрально-Азиатской части СНГ /Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан/.
Суммарная доля рынка платного телевидения СНГ и стран Балтии по итогам 2009 года составила около 1% от мирового рынка платного ТВ. Общее число абонентов достигло более 6 млн. домохозяйств.Значительную долю рынка /63%/ занимают страны Европейской части СНГ /Украина, Белоруссия и Молдова/.
Суммарная абонентская база услуги платного телевидения по итогам 2009г. в странах Балтии превысила 1,3 млн. подключенных домохозяйств, причем доля Литвы в общей абонентской базе составила 39%, доля Эстонии – 27%. Остальные 34% пришлись на латвийский рынок. Абонентская база услуги платного телевидения в странах европейской части СНГ по итогам 2009г. превысила 3,7 млн. подключенных домохозяйств.
Эксперты оценивает абонентскую базу услуги платного телевидения в Закавказской части СНГ по итогам 2010г. в 1 млн. абонентов.
Суммарная абонентская база центрально-азиатского региона по итогам 2010г. превысила 1,5 млн. подключенных домохозяйств, большая часть которых /60%/ относится к рынку Казахстана. Доля Кыргызстана в абонентской базе региона составила 5%.