Рейтинг@Mail.ru
Прощай, оружие: Обама настаивает на сокращении тактического ядерного арсенала РФ - 11.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Прощай, оружие: Обама настаивает на сокращении тактического ядерного арсенала РФ

Читать Прайм в
Дзен Telegram

/ТЯО/. Об этом сообщил американский президент Барак Обама, поставивший свою подпись под договором о СНВ-3 /стратегическим наступательным вооружениям – прим ред/.

Напомним, что уже в ходе переговоров по новому Договору СНВ американский Сенат настаивал на включении ТЯО в рамки сокращений, но этого не произошло. Однако ратифицируя документ по СНВ в конце 2010 года, сенаторы снабдили документ поправками, которые в Москве вызвали скандал. В поправках речь шла как раз о том, что Москва и Вашингтон должны незамедлительно начать переговоры по ТЯО, причем акцент делался на том, что американцев больше всего беспокоят соответствующие склады на Кольском полуострове и в Калининградской области. Кроме того, Сенат исходит из того, что Россия имеет численный перевес в ТЯО перед США. При этом следует отметить, что каждая из сторон предпочитает не называть численности оружия этого типа. Наблюдатели уверены, что есть все основания ожидать усиления давления Вашингтона и Брюсселя на Москву в этом вопросе.

Договор о СНВ был подписан в апреле 2010 года в Праге президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Американский Сенат ратифицировал его в декабре 2010 года, а в январе документ прошел обе палаты российского парламента.

Документ предусматривает, что у каждой из сторон будет не более 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков. А максимальное количество боезарядов, засчитываемых за этими развернутыми носителями, зафиксировано на уровне 1550 единиц. После вступления Договора по СНВ в силу на эти показатели Москва и Вашингтон будут обязаны выйти через семь лет. Ряд экспертов отмечали, что документ этот выгоден был в большей степени России, так как сокращение фактически превратилось в утилизацию устаревшего оружия. А вот американцам действительно придется "ужаться". Проще говоря, важный момент для России: снимая с дежурства выработавшие свой ресурс стратегические вооружения, она за счет СНВ несколько компенсирует дисбаланс с США, который в ближайшее время только бы увеличивался.

Политики по обе стороны Атлантики с самого начала говорили, что новый СНВ – это проверка того, работает ли провозглашенная обеими столицами перезагрузка двусторонних отношений и будет ли процесс развиваться. Сейчас, кажется, можно ответить на этот вопрос утвердительно. Поэтому никого из наблюдателей не должно удивлять намерение США начать с Россией переговоры по сокращению ТЯО.

При этом одним из ключевых условий таких переговоров Б.Обама также назвал отсутствие увязки с системой ПРО /противоракетная оборона – прим ред/, подчеркнув, что развитие последней не будет являться основанием для выхода России из договора. "Политика США подразумевает продолжение развития и размещения системы противоракетной обороны для защиты от угроз со стороны таких государств, как КНДР и Иран. США уверены, что эти системы /ПРО/ не угрожают и не будут угрожать стратегическому балансу с Российской Федерацией. США уверены, что продолжающееся усовершенствование и развертывание Соединенными Штатами систем ПРО не является почвой для вопросов относительно эффективности и жизнеспособности договора СНВ, а также не будет основанием для оправдания выхода Российской Федерации из соглашения", – отметил Б.Обама.

У России, впрочем, иное мнение. И Госдума, и Совет Федерации в своих заявлениях, сопровождавших ратификацию договора, напротив, подчеркивали важность такой взаимосвязи. "Считают принципиально важным то, что в договоре содержится признание РФ и США наличия взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями", – отмечалось, в частности, в документе, одобренном российскими сенаторами.

При этом российская сторона настаивала на обязательном исполнении как самого договора, так и его преамбулы, в которой и была прописана взаимосвязь оборонительного и наступательного вооружения.

"Одностороннее понимание США отдельных положений документа не меняет их юридических обязательств и не налагает на РФ никаких дополнительных обязательств", – в свою очередь подчеркивали в Госдуме.

На фоне столь явных разногласий очевидно, что начинать предметные переговоры по ТЯО Москве и Вашингтону весьма проблематично.

"Мы даже близко не обсуждаем перспективу заключения какого-либо договора в этой сфере, тем более что мы еще не знаем, как пойдет реализация ратифицированного договора СНВ. Пока мы не увидим, как выполняются принятые в его рамках обязательства и насколько стороны действуют в соответствии с буквой и духом договора, это вообще вопрос не актуальный и преждевременный. Требуется время хотя бы для получения первого опыта в сфере реализации СНВ", – ранее заявил в этой связи замминистра иностранных дел России Сергей Рябков.

Но поставить вопрос на продолжительную паузу вряд ли удастся, ведь есть целый список вопросов, на которые международные наблюдатели хотят получить ответы.

Например, не приведет ли новый договор о СНВ к качественной гонке ядерных вооружений с учетом того, что Б.Обама в обмен на ратификацию договора пообещал республиканцам выделить в ближайшие 10 лет 85 млрд долларов на модернизацию ядерного оружейного комплекса США? Не вернутся ли республиканцы, в случае возвращения в их руки Белого дома, к идее развертывания стратегической ПРО? Как будут влиять на баланс сил разработка и постановка на дежурство американцами стратегических ракет в неядерном оснащении? И не устроит ли Вашингтон истерику по поводу очевидного /для Москвы/ отсутствия на данный момент условий для начала консультаций по сокращению и ограничению ТЯО?

Для справки: по неофициальным оценкам, Соединенные Штаты располагают примерно 500 единицами ТЯО. Сюда входят 100 КРМБ типа "Томагавк" /TLAM/N/ для многоцелевых атомных подводных лодок на базах ВМС "Кингс-Бэй" и "Бангор" на территории США. Еще 190 боеголовок для КРМБ /W80-0/ хранятся на складах. Также есть 400 авиабомб свободного падения /В-61-3 и В-61-4/, из которых около 200 размещены на шести складах ВВС США в пяти странах НАТО /Бельгия, Италия, Нидерланды, Турция, ФРГ/.

Однако нет достаточно достоверной информации относительно ядерных боезарядов на централизованном хранении на территории США. Известно, что эти боезаряды находятся на десятке с лишним складов на базах ВВС и ВМС, в отдельных централизованных хранилищах и на предзаводских складах предприятия Pantex /г Амарильо, Техас, США/.

По оценкам независимых специалистов, в США хранится около 2000-3500 боезарядов резерва и примерно 4200 предназначено для утилизации.

Между тем, российские нестратегические ядерные средства скрыты завесой тайны еще в большей степени, чем американские. По некоторым данным, в конце 1980-х годов они насчитывали до 22000 единиц.

По имеющимся данным, к 2000 году все ТЯО флота и авиации ВМФ были перемещены в централизованные хранилища, а 30 проц этих средств ликвидировали. Было ликвидировано 50 проц ТЯО ВВС и 50 проц боеголовок зенитных ракет ПВО, а также частично были уничтожены ядерные боеголовки артиллерии, тактических ракет и мин Сухопутных войск.

В настоящее время большинство экспертных оценок сводится к наличию у России примерно 2000 единиц ядерного оружия /ЯО/ средней дальности и тактического назначения. Эта цифра включает около 500 тактических ядерных авиационных ракет и бомб для 120 бомбардировщиков средней дальности типа Ту-22М и для 400 фронтовых бомбардировщиков типа Су-24. Кроме того, есть примерно 300 авиационных ракет, бомб свободного падения и глубинных бомб для морской авиации в составе 180 самолетов Ту-22М, Су-24, Бе-12 и Ил-38. Свыше 500 единиц ТЯО - это противокорабельные, противолодочные, противовоздушные ракеты, а также глубинные бомбы и торпеды кораблей и подводных лодок, включая до 400 ядерных КРМБ большой дальности многоцелевых подводных лодок. Около 100 ядерных боеголовок приписывается ракетам-перехватчикам Московской системы ПРО А-135 и еще 630 - зенитным ракетам С-300 и другим системам ПВО территории.

Уместно напомнить о появившейся весной 2010 года в газете New York Times статьи министров иностранных дел Швеции и Польши Карла Бильдта и Радослава Сикорского о тактическом ядерном оружии в Европе с призывом к России вывести тактическое ядерное оружие из регионов, примыкающих к Евросоюзу /из Калининградской области и c Кольского полуострова/. После этой публикации в Сенате США председатель комитета начальников штабов Майкл Муллен заявил, что после заключения соглашения о стратегических наступательных вооружениях России будет предложено начать переговоры об ограничении ТЯО.

В ответ, тогдашний официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко заявил, что Россия по-прежнему выступает за то, чтобы ТЯО было сначала выведено на территории стран, которым оно принадлежит, а инфраструктура его хранения на территории третьих стран была необратима уничтожена. На практике это означает вывод американских ядерных авиабомб из Европы, поскольку Россия давно сосредоточила тактические ядерные боезаряды на своей территории.

Российская точка зрения логична и вряд ли изменится, считает научный сотрудник Стэнфордского университета Павел Подвиг. Но желание США обсуждать ТЯО объяснимо политически: администрация Б. Обамы сразу заявила, что договор об СНВ — это "быстрое" соглашение и вслед за ним начнутся переговоры о других аспектах разоружения, включая ТЯО, тем более что в Конгрессе поставят вопрос о будто бы имеющемся у России превосходстве на этом направлении. Но переговоры по ТЯО будут непростыми — до сих пор многие западные политики считают наличие американского ядерного оружия в Европе одной из несущих конструкций НАТО, объясняет эксперт.

Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай весной 2010 года отмечал, что все министры иностранных дел стран Альянса в Таллине во время обсуждения темы ТЯО в Европе заверили, что не приемлют односторонних решений. Только вместе, в рамках консенсуса будет решаться проблема размещения американских боеприпасов ТЯО на территории Европы.

Дж.Аппатурай тогда же сказал, что хотя Альянс может принимать решения по ядерным вопросам самостоятельно – это право стран-членов – но все союзники понимают, что на европейском континенте решить эту проблему без России невозможно. "Важнейшее требование, предъявляемое гражданами стран НАТО – обеспечение безопасности территорий стран-членов, поддержание потенциала сдерживания. Но самостоятельные решения Альянса не могут приниматься в вакууме", – подчеркнул Дж.Аппатурай.

Переговоры по ТЯО, от которых уже не уйти ни американцам, ни европейцам, ни россиянам, тесно переплетаются с перспективами консультаций сторон по вопросу ПРО, уверены эксперты.

Кстати, на прошлой неделе в Москве побывал заместитель министра обороны США Александр Вершбоу. В информации пресс-службы посольства США говорится, что стороны обсудили кооперацию между НАТО и Россией по созданию ЕвроПРО, включая создание совместной информационной системы, роль и возможности каждой из сторон в организации совместной обороны, а также размещение на защищаемой территории необходимого вооружения и его параметры.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала