СП под названием Ford Sollers будет выпускать легковые и легкие коммерческие автомобили Ford, а также займется производством и дистрибуцией автомобилей на российском рынке. Начало операционной деятельности СП Ford Sollers запланировано на конец 2011 года. Для обеспечения наиболее благоприятных условий работы нового СП в рамках существующего законодательства, Ford и "Соллерс" подали совместную заявку в Минэкономразвития РФ на заключение дополнительных соглашений в соответствии с новым режимом "промышленной сборки", вступившим в силу в феврале 2011 года.
В СП войдут производственные площадки компаний во Всеволожске /Ленинградская область/, а также в г Набережные Челны и на территории особой экономической зоны "Алабуга" в Татарии, на которых будут производиться пассажирские автомобили и легкие коммерческие автомобили Ford.
Помимо производства автомобилей, Ford Sollers займется производством двигателей, а также организацией штамповочных операций. В планах СП – ведение научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. Новая компания будет также отвечать за импорт и продажу всех продуктов Ford, включая автомобили, запчасти и аксессуары на российском рынке. Ford Sollers будет иметь доступ к глобальному автомобильному портфолио Ford в рамках стратегии One Ford, отмечается в сообщении.
Сегодня же Sollers прекратил переговоры с Fiat по расширению сотрудничества на российском рынке. Стороны в пятницу пришли к взаимопониманию о дальнейшей самостоятельной реализации своих долгосрочных стратегий, что обеспечит укрепление позиций Sollers и Fiat в России.
Напомним, что данные переговоры были начаты в рамках соглашения о намерениях по созданию совместного предприятия в России по производству легковых автомобилей и SUV, подписанного в феврале 2010 года. Тогда же эксперты посчитали, что стратегический альянс Sollers-Fiat может составить конкуренцию "АВТОВАЗУ" и Renault в сегменте недорогих седанов. Аналитики тогда подсчитали, что в случае успеха альянса Sollers-Fiat на начальном этапе доля Sollers на российском авторынке может составить около 12,5 проц, а в будущем увеличиться и до 20 проц и сравняться, таким образом, с долей "АВТОВАЗа". А самые смелые прогнозисты год назад заявляли, что на фоне успеха нового российско-итальянского автомобильного проекта, судьба концерна "АВТОВАЗ" может оказаться печальной.
Стоимость проекта Sollers-Fiat оценивался в 300 млн евро. Кроме того, участники СП планировали привлечь в свой бизнес с помощью государства порядка 2,1 млрд евро. Вкладом Fiat в СП должна была стать интеллектуальная собственность — права на платформу автомобиля класса compact wide. Sollers, в свою очередь, должен был внести производственные мощности стоимостью 150 млн евро.
При этом создаваемые производственные мощности российско–итальянского СП должны были к 2016 году достичь показателей до 500 тыс автомобилей в год.
Позиции альянса Sollers-Fiat на рынке считались изначально непоколебимыми, у проекта была и мощная политическая составляющая в виде многолетних связей России и Италии в автомобилестроении, что в итоге и позволило год назад генеральному директору Sollers Вадиму Швецову уверенно заявлять, что производство в рамках СП может открыться через 2-2,5 года, а первая очередь производства может составить 300 тыс машин, что полностью отвечает требования промсборки на территории России, которые вступают в силу весной 2011 года.
Понятно, что никой официальных комментариев по поводу "развода" Sollers с Fiat не поступало. Пока не известны и финансовые детали новоиспеченного альянса Sollers с Ford. Но уже сейчас можно говорить о том, что выбор Sollers в пользу Ford следует считать окончательным.
Соглашения о льготных условиях промышленной сборки автомобилей в России не будут заключаться после февраля 2011 года, заявлял ранее премьер-министр России Владимир Путин. Следовательно, иностранные автоконцерны, которые хотят начать или продолжить сборку иномарок в России на льготных условиях, должны заключить соглашения до 1 марта 2011 года. Эта дата уже не обсуждается, поскольку является одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию /ВТО/. А вот новые требования к автопроизводителям, имеющим право на льготы, по-прежнему вызывают горячие споры и между участниками рынка, и между ведомствами.
Согласно документу, компания сможет беспошлинно импортировать в Россию автокомпоненты для промсборки, если гарантирует, что за 4 года доведет локализацию своего производства до 60 проц /грубо говоря, 60 проц деталей автомобиля к концу этого срока должны производиться в России/. Новые правила также обяжут иностранные автоконцерны вкладывать не менее 750 млн долларов в создание нового производства и не менее 500 млн долларов— в модернизацию существующего. А планка минимального объема производства для пользования льготами поднимается с нынешних 25 тыс автомобилей в год до 300 тыс.
Эксперты отмечают, что ужесточение требований вполне ожидаемо. Прежний режим промсборки автомобилей был актуален для своего времени и достиг своей цели: все автопроизводители, которые хотели прийти в Россию - теперь начался новый этап развития автопрома — создание автокомпонентной отрасли. Для того чтобы принудить автопроизводителей самих заботиться о производстве компонентов в России, и ужесточаются правила их льготной работы в стране.
По мнению аналитиков рынка, новые правила рассчитаны на то, что отечественный автопром — в том виде, в каком он есть сейчас — не "умрет мгновенно от шока" из-за того, что в результате вступления России в ВТО на российский рынок хлынут недорогие новые иномарки и огромное количество подержанных машин. Однако перед вступлением в ВТО наш автопром сделать конкурентоспособным невозможно. Новые правила фактически призваны подменить понятия "российский автопром" на "партнерство с иностранными компаниями". Наши мощности доукомплектуют, модернизируют и будут на них выпускать иномарки. Тенденция есть: АвтоВАЗ-Renault, КамАЗ-Daimler, и, наконец, вместо Sollers-Fiat будет Sollers-Ford.
Изначально иностранные автопроизводители были против новых условий промсборки, но позже признали, что нужно соглашаться на жесткие требования, так как в противном случае доступ на быстроразвивающийся российский автомобильный рынок им будет закрыт. Компании, которые выигрывают от таких мер - это отечественные "АВТОВАЗ" и Sollers, которые вместе со своими иностранными партнерами и будут конкурировать между собой.