Как рассказал ПРАЙМ-ТАСС заместитель гендиректора "Эксперт РА" Павел Самиев, "Качество предоставляемых услуг медучреждениями растет. В сравнении с 2006 г средняя оценка уровня сервиса увеличилась на 0,41 балла, качества оборудования – на 0,3 балла, профессионализма персонала – на 0,29 балла, а оценка доступности услуг увеличилась на 0,51 балла. При этом наиболее заметно по оценкам улучшилось качество стационаров для взрослых". Он также отметил, что оценка уровня сервиса выросла на 0,5 балла, качества оборудования – на 0,48 и профессионализм персонала – на 0,60. Между тем, наиболее заметно увеличилась оценка стоимости стационаров для детей /+0,63 балла/.
Растет не только профессионализм, но и конкуренция, отмечает П.Самиев: с 2006 годом клиники обновили оборудование, повысили уровень сервиса, соответственно привлекательность ДМС. В следствие этих факторов выросла оценки качества и цены.
"Сейчас очень четко прослеживается прямая зависимость между ценой и сервисом и качеством оборудования, чего не было в 2006 году, - отмечает Самиев. - Тогда цены могли быть высокими, а качество - низким. Кроме этого, была отмечена и другая парадоксальная зависимость у частных поликлиник для взрослых: чем выше стоимость услуг клиники, тем ниже профессионализм медицинского персонала". Поэтому, в целом оценки ведомственных клиник по всем параметрам оказались выше, чем частных. Средняя оценка по индексу качества обслуживания /сервис, качество оборудования, профессионализм персонала/ для ведомственных клиник составила, 11,630, а для частных – 10,939, индекс стоимости ведомственных клиник был также выше /2,788/, чем для частных /2,569/.
В то же время Павел Самиев отмечает тренд появления все более качественных частных медучреждений. И этому есть объяснения. По данным Госкомстата количество медицинских организаций ежегодно снижается. Если в 2000 г число клиник составляло 32 тыс., к 2009 г их осталось лишь 21,8 тыс. Сокращение количества ЛПУ происходит ежегодно. При этом число врачей постепенно увеличивается /+4,6% в 2009 году по сравнению с 2000-м/, при постоянном снижении численности среднего медицинского персонала /-2,9 проц/.
Частные инвесторы видят в этом не только проблему, но и новые возможности. Так, страховщики, например, из числа крупнейших компаний, пытаются решить эту проблему строительством собственных клиник. Такая серьезная нехватка клиник отражается в быстрой окупаемости вновь построенных клиник в крупных городах. Так в Москве выход на точку безубыточности новой клиники может быть достигнут за один год, а не за 3 года по инвестиционному плану. Строительство собственных клиник самим страховщиками чуть боле чем выгодно хотя бы потому что они могут контролировать затраты клиник, объемы предоставления медицинской помощи, исключая возможность "накруток" и "гиперлечения".
"Уже сейчас частные клиники успешно конкурируют с ведомственными клиниками. Кроме этого, возможность частных клиник работать по системе ОМС еще более увеличит эту конкуренцию, - делает выводы П.Самиев. - Если до этого было невыгодно строить частные клиники в небольших городах из-за низкой их загрузки по программам ДМС и отдельных платных услуг, то теперь заполнить клиники смогут и клиенты по ОМС. Можно ожидать, что заинтересованность частных инвесторов к строительству новых клиник увеличится, а следом вырастет не только уровень конкуренции, но и уровень оказываемых населению медуслуг".
Подробнее ознакомиться с результатами рейтинга можно на сайте "ПРАЙМ-ТАСС СТРАХОВАНИЕ"/http://ins.prime-tass.ru/