Сегодня на встрече с журналистами представитель правительства Москвы в Совете Федерации, бывший первый вице-мэр столицы Юрий Росляк рассказал о том, что на смену валидаторам может прийти бесконтактный способ оплаты проезда, а также о том, что в столице появится парковочная полиция. Проект оплаты проезда с помощью телефона уже реализуется в регионах – например, проблему низкой скорости посадки на наземный транспорт с помощью чипа, внедренного в мобильник, в 2011 году надеются решить в Екатеринбурге.
Что касается парковочной полиции, то таковая давно и успешно действует на Западе. Полицейский кладет штрафную квитанцию под дворники автомобиля, и водитель-нарушитель правил парковки просто оплачивает штраф. "Мы неизбежно к этому придем, - считает Ю.Росляк. – И в России появится все то, что в других странах опробовано и отлажено". По его данным, подобный законопроект может быть вынесен на рассмотрение Мосгордумы в весеннюю сессию, а автором подобного предложения является департамент транспорта Москвы.
Напомним, что московские власти всерьез озадачились транспортными проблемами столицы, и только до 2015 года готовы потратить на реализацию программы развития транспортного узла более 3,5 трлн рублей. "Транспортная инфраструктура должна быть защищена статьей бюджета вне зависимости от состояния экономики", - отметил Ю.Росляк. Изменение приоритетов бюджетной политики позволит сконцентрироваться на решении транспортных задач, отметил он.
Речь идет не только о строительстве новых развязок в городе, а также о мерах по повышению пропускной способности уже имеющихся автомагистралей, необходимо модернизировать и развивать общественный транспорт в городе. Как ранее отметил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Николай Лямов, московские власти, используя опыт Сеула, обещают через 3-5 лет существенно улучшить транспортную ситуацию в городе. "Прежде, чем поехать в Корею, мы изучили опыт ряда зарубежных стран, где сложилась аналогичная с Москвой транспортная ситуация, и пришли к выводу, что Сеул - наиболее подходящий город", - сказал Н.Лямов. Он пояснил, что у южнокорейской и российской столиц схожая дорожная сеть и схожее число жителей и приезжих - более 10 и 2 млн, соответственно.
"С 2005 года они начали реформирование дорожной сети и общественного транспорта, а через 3-5 лет достигли определённых результатов. Там не всё идеально, но 10-миллионный город движется, - уточнил он. - Главное, что мы вынесли оттуда - это выделенные полосы для общественного транспорта. По сути дела в Сеуле это была та палочка выручалочка, с помощью которой были решены вопросы пропускной способности". По словам Н.Лямова, сейчас в Сеуле средняя скорость общественного транспорта 25-30 км/ч, тогда, как в Москве - всего 15 км/ч, и задача городских властей сделать так, чтобы автомобилистам было выгоднее доехать на работу на автобусе, а не на личном транспорте. Еще одной идеей является интеллектуальная транспортная система, состоящая из двух частей: центра управления дорожного движения и единой диспетчерской управления общественным транспортом. Также власти планируют построить 3 млн новых парковочных мест, в том числе перехватывающих парковок на внешней и внутренней сторонах МКАД.
Сильно тормозят движение в городе установленные в наземном транспорте турникеты, которые легко "минуют" зайцы, при имеющемся на то желании. Кроме того, посадка пассажиров занимает слишком длительное время, что не придает наземному транспорту дополнительной привлекательности. Тем не менее, появление турникетов повысило доходы транспортной структуры, и эта система доказала свою эффективность, отметил Ю.Росляк. "Мосгортранс наконец-то стал рентабельным после того как валидаторы внедрили", - сказал он. Правда, в настоящий момент власти ищут новой системы контроля, которая станет эффективней валидаторов. Например, оплата транспортных услуг с помощью электронных карт или мобильного телефона.
Стоит также заняться вопросами страхования автогражданской ответственности, считает представитель правительства Москвы в СовФеде. ДТП, происходящие на улицах города, неизбежно тормозят движение, в частности потому, что его участники вынуждены дожидаться инспектора ГИБДД для освидетельствования. "Как показывает практика, ущерб в более 70 проц происходящих ДТП вполне укладывается в размер среднестатистической страховки", - сказал Ю.Росляк. В этой связи стоит подумать, как сделать так, чтобы в случаях не слишком серьезных ДТП, участники происшествия могли бы обойтись инспектора.
"Нужно поднять порог ответственности с 29 тыс до 40 тыс рублей с тем, чтобы участники ДТП просто обменялись бы страховыми полисами и разъехались", - сказал Ю.Росляк.
При этом следует установить, что прибытие инспектора в случае незначительно ДТП не требуется, отметил представитель правительства Москвы.
В целом при решении транспортной проблемы надо понимать, что в реализацию должны идти проекты, которые при минимальных расходах дают самый эффективный результат. Следуя этой логике, от продолжения реализации таких масштабных проектов как строительство Четвертого транспортного кольца стоит отказаться, а усилия сосредоточить на повышении пропускной способности уже имеющихся магистралей. Ю.Росляк эту логику разделяет.