16-19 марта 2011 года в рамках Гайдаровского форума состоится международная конференция "Россия и мир: в поисках инновационной стратегии", в ходе которой будут обсуждены основные направления инновационного развития и модернизации экономики России в ближайшие 10 лет, то есть речь пойдет об обновлении всем известной "Стратегии-2020". В том, что России нужна новая модель устойчивого развития, эксперты не сомневаются. Напомним, что ранее глава российского правительства Владимир Путин указал на необходимость проведения работы по коррекции Стратегии и подключил к процессу всех специалистов – от чиновников до ученых.
Как пообещал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, Стратегия будет принята в 2012 году - после ее разработки экспертам будет необходимо еще несколько месяцев для доработки. При этом, как заверил И.Шувалов, правительство РФ готово услышать от экспертных групп, сложные, в том числе альтернативные варианты решений существующих экономических проблем и сценарии экономического роста. В конце февраля три экспертные группы по подготовке предложений уже определили основные направления деятельности по проблематике бюджетной, денежно-кредитной политики, макроэкономических параметров развития экономики, пенсионной и налоговой системы.
Власти не ожидают от экспертов простых решений, но эксперты и не стараются облегчить жизнь властям. Как отметил в своем обращении один из ведущих экспертов, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау, основные проблемы российской экономики носят не чисто бюджетный характер. По его оценке, задача не в том, чтобы сократить расходы, а привести их структуру в соответствие с нормами постиндустриального общества. Кроме того, пора пересмотреть постулаты 2000-х, говорящие о том, что слабый рубль более выгоден, чем сильный.
"В последние 10 лет Россия жила под влиянием 1998 года, - сказал сегодня экономист. – Тогда исходили из того, что не должно быть бюджетного дефицита, рубль должен быть слабым, а государство – сильным". Сейчас необходимо перейти от политики стимулирования спроса к политике стимулирования предложения, что означает переход к плавающему курсу рубля, снижению инфляции. Необходимо выработать новую модель роста, позволяющую обеспечить темпы роста экономики РФ, сокращающие разрыв с развитыми странами мира.
В России существует проблема социального государства и большой социальной ответственности перед гражданами, которая не позволяет ускорить рост за счет снижения бюджетной нагрузки, признал В.Мау. Но речи о дальнейшем наращивании расходов на социальную сферу не может даже идти. Проблемы таких секторов как здравоохранение и образование являются структурными, и их нельзя решить просто за счет вливания денежных средств, убежден эксперт.
По мнению его коллеги, научного руководителя Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики Евгения Ясин, вновь дорожающая нефть ставит перед правительством России сложную задачу проведения институциональных реформ в таких непростых условиях. Реформаторских настроений в обществе практически нет, а реформы нужны, поскольку без них на "инновационные рельсы" не встанешь.
Тем не менее, опираясь на фундамент экспорта энергоресурсов, нужно прививать вкус к инновациям, полагает экономист, который не имеет ничего против закупки технологий за рубежом. Кроме того, России стоит развивать сельское хозяйство, повышая рентабельность культур. В мире не так много стран с излишками земельных угодий, и этим нужно пользоваться, убежден Е.Ясин. Тем более, что мир вовсю обеспокоен грядущим продовольственным кризисом, и российская сельхозпродукция может очень даже пригодится. Не стоит также забывать, что экономический рост в многонаселенных странах повлечет за собой спрос на продовольствие.
Как сегодня отметил Е.Ясин, принципиальный вопрос в том, какова будет новая модель и каковы будут факторы роста? "На мой взгляд, здесь "развилка", - отметил он. - Мы выстроили институциональную мало работающую структуру на ручном управлении, и теперь должны выбирать. Либо основной упор делается на "технологический" вариант развития событий, а сами институты остаются неизменными. Другой вариант – институциональная модель, которая использовалась, признается устаревшей. Мы исходим из того, что факторы роста себя исчерпали, и теперь нужно искать новые способы. Я являюсь сторонником второго варианта".