Мир не стоит на месте, и на место традиционных банковских инструментов приходят новые, все более удобные - и для пользователя, и для банка. Двадцать лет назад в России появились первые пластиковые банковские карты, и вот уже не за горами эпоха электронных денег и мобильных платежей. Напомним, что первый мобильный платеж был осуществлён в 1997 году в Финляндии, когда с помощью мобильного телефона можно было приобрести прохладительный напиток. Сейчас эксперты предрекают этому рынку светлое будущее, полагая, что мобильные платежи займут достойное место в мире транзакций. Количество банкоматов на 1 млн человек в России даже превышает аналогичные показатели в Европе, при том что плотность населения в нашей стране ниже.
Конечно, поддерживать сеть банкоматов нужно, считает генеральный директор компании "Рекон", издатель журнала "ПЛАС" Александр Гризов, выступавший вчера на "круглом столе", посвященном рынку мобильных платежей в России, но при этом стоит понимать, что мероприятие это затратное. При этом доступность финансовых услуг в России невысокая, в рейтинге из 199 стран наша страна на 92-м месте, продолжает, в свою очередь, заместитель директора банковского института Высшей школы экономики Александр Пушко. "У России - громадная территория, а потребители финансовых услуги при этом сконцентрированы в определенных регионах, - поясняет он. – Сельские регионы, регионы с неразвитой инфраструктурой остаются "непокрытыми". Традиционные формы доставки услуг не могут решить эту проблему, поскольку открытие банковских филиалов в регионах часто просто не рентабельно".
В этой связи нельзя недооценивать роль мобильных платежей и мобильного банкинга, уверен А.Пушко. Поскольку явление это новое, но уже получившее распространение во всем мире, в 2007 году Всемирный банк заложил основы регулирования, базируясь на которых, любое государство строит свою регулятивную систему. Что касается российского законопроекта о национальной платежной системе, то, по мнению А.Пушко, несмотря на то, что документ неоднозначен, без него все равно не обойтись.
Напомним, что сотовые операторы уже реализуют возможности мобильных платежей, предоставляя абонентам услугу по оплате товаров и услуг партнерских компаний с помощью либо банковской карты, либо лицевого счета. И как отметил сегодня директор департамента терминальных приложений и мобильной коммерции МТС Дмитрий Трошкин, сейчас к сервису МТС "Легкий платеж" подключено около 2,5 тысячи различных получателей платежей. С сентября 2010 к услуге подключился 1 млн абонентов, и как отметил Д Трошкин, пользователи "Легкого платежа"увеличили затраты на базовые для оператора услуги связи на 20 проц.
Несмотря на то, что комиссионные сборы пока не приносят сотовику серьезных доходов, к 2013 году компания планирует довести свои доходы от мобильных платежей до 15 млн рублей в год.
Что касается позиции банковского сообщества по этому вопросу, то как отметила вице-президент, руководитель Блока информационных технологий Банка Москвы (банка – партнера МТС), Оксана Смирнова-Крелль, увод микроплатежей в сторону самообслуживания или в дистанционную сферу выгоден банку. Интернет-банкинг – вне опасности, и банкиры не опасаются мобильной экспансии. "Мы заинтересованы в создании подобных союзов, если мы находим разумное сочетание", - отметила эксперт.
Правда, для решения проблемы легитимности оказания оператором такой услуги – списания средств с лицевого счета абонента, при каждом списании средств в банке-партнере создается виртуальная предоплаченная карта, на которую и переводится нужная сумма. Напомним, что осуществлять безналичные расчеты могут только денежно-кредитные организации, и помощью обозначенной схемы счет абонента становится аналогом банковскому счету.
Что касается вопросов безопасности, то здесь главное не переборщить, уверены эксперты. А точнее – необходим разумный компромисс между удобством и мерами безопасности. Как отметил начальник процессингового центра Банка Москвы Вячеслав Межов, волноваться за сохранность своего счета не стоит, даже если телефон был утерян или украден. Защита многоуровневая: сервис защищен паролями, а работа с банковской картой через сотового оператора требует наличия рядом самой банковской карты. "Конечно, платежи со счета мобильного телефона менее защищены с точки зрения мошенников, - признает он.- Но у мошенников есть свой почерк, поэтому в банке ведется дополнительный мониторинг транзакций, а также устанавливаются лимиты на объем как транзакций и объем перечисленных средств с одного счета в единицу времени". Например, в лимиты по переводам в пользу "вэб-кошельков" очень низкие, ведь обналичить эти деньги очень легко, поясняет эксперт. А вот в сфере ЖКХ мошенникм делать нечего - вывести деньги оттуда практически невозможно.
В целом мобильные платежи соответствуют и интересам населения и интересам государства, считают эксперты. "Без громоздкой структуры государство получает локальную платежную систему, при этом без вывода данным за рубеж, - отмечает - председатель Ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. – Это решение идеальной для всех".
При этом В.Достов не считает, что мобильные платежи являются конкурентом электронных денег. "Мы уже не разделяем эти два способа коммерции, - сказал он.- Различия теперь лишь в интерфейсе, которым пользуется клиент".