Рейтинг@Mail.ru
Гособороннаказ - 20.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Гособороннаказ

Читать Прайм в
Дзен Telegram

.

"Порочная система должна быть разорвана", - подчеркнул президент, заверив, что вопрос поставки вооружений будет у него на личном контроле. "Денег вполне хватает, но и хватает иждивенчества, прежде всего со стороны ряда поставщиков", - констатировал Д.Медведев. По его убеждению, "у всех, кто участвует в цепочке, должно быть четкое понимание: взял заказ - выполняй".

Глава государства выразил крайнее недовольство ситуацией, когда некоторые предприятия "нахватают заказов, причем, путем снижения, нереальных цен, а потом требуют контрактную цену поднять". "Это неприемлемо", - указал президент, заметив при этом, что обращается к руководителям ОПК и руководству правительства. "Деньги есть, нужно навести порядок", - повторил Д.Медведев.

В этой связи Д.Медведев пообещал: "В ближайшее время я проведу разбор полетов с определением ответственности лиц из промышленности и структур государственного управления".

Напомним, что расходы на перевооружение армии значительно возросли после 2006 года, когда была утверждена государственная программа вооружения на 2006-2015 годы.

Прошлый год стал "урожайным" для военных – была утверждена очередная программа перевооружения ВС РФ, уже до 2020 года и стоимостью в 19 трлн рублей.

Как заявлял по этому поводу министр обороны Анатолий Сердюков, действующие планы позволят к 2016 году довести обеспеченность вооруженных сил военной техникой и вооружением до 100 проц. При этом уровень современных образцов на вооружении будет доведен до 30 процентов. В настоящее время, доля современной техники в составе Вооруженных сил, по разным оценкам, составляет 10-12 проц, отмечал осенью прошлого года А.Сердюков, в недалеком прошлом чиновник налоговой службы и прекрасно понимающий, что в процессе расходованием таких огромных средств коррупционная составляющая весьма высока.

В свое время в интервью журналу Newsweek А.Сердюков заявил, что когда он пришел в Минобороны, то был обескуражен объемами воровства. Это ощущение у него пока не прошло, отмечал ранее министр.

Чтобы понять о каких суммах воровства может идти речь в рамках исполнения гособорон заказа, напомним, что государственный оборонный заказ России на 2011 год увеличился на треть. В декабре 2010 года вице-премьер Сергей Иванов назвал сумму в 1,5 трлн рублей, отметив тогда, что в последующие годы объем гособоронзаказа также будет расти, и в 2013 году он составит уже почти 2 трлн рублей.

Примечательно, что в период кризиса финансирование гособоронзаказа не сокращалось. Более того, осенью 2008 года тот же С.Иванов заявил, что предприятия, выполняющие российский гособоронзаказ, должны получить пятилетние отсрочки по налогам. Чиновник тогда также добавил, что правительство предлагает обеспечить 100-процентную предоплату работ по части гособоронзаказа.

Отметим также, что гособоронзаказ 2009 года /объемом в 1,3 трлн рублей/ стал первым заказом, который формировало не Министерство экономического развития, а военно-промышленная комиссия. Насколько данное решение соответствует задаче сделать прозрачным систему госзакупок в военном ведомстве, сказать сложно.

Приход в министерство обороны РФ специалистов из налоговой системы призван искоренить коррупцию в оборонном ведомстве, говорил полгода назад член общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко.

"Сегодня многие спрашивают, почему Сердюков приводит с собой много людей из федеральной налоговой службы. Их приводят именно для того, чтобы четко и ясно контролировать расходование бюджетных потоков, которые с каждым годом все увеличиваются", - сказал тогда И.Коротченко.

"В ближайшие 10 лет Минобороны по госпрограмме вооружений до 2020 года потратит 19 триллионов рублей.Это огромная сумма. Соответственно нужен контрольно-ревизионный аппарат за тем, как расходуются эти средства, потому что, к сожалению, мы имеем примеры того, что все предыдущие программы вооружений были сорваны, ни одна из них не была реализована полностью", - посетовал эксперт.

"Сегодня в системе оборонного заказа существует масса схем, по которым средства "распиливаются", уходят "в откаты", тратятся миллиарды рублей, а на выходе нет ничего", - сообщил И.Коротченко.

Поэтому, отметил он, сегодня создан специальный орган, который называется Военно-научный комитет Вооруженных Сил РФ. Его возглавляет начальник генерального штаба Вооруженных сил РФ. "Именно Генштаб будет определять, что нужно сегодня армии в мирное и военное время, и будет осуществлять по прозрачным процедурам заказы оружия", - отметил И. Коротченко. Он подчеркнул, что контрактацию и контроль за реализацией будут осуществлять те люди, которые приходят из системы федеральной налоговой службы. "Они прекрасно знают все те ухищрения, те механизмы увода денег", - подчеркнул тогда член общественного совета при Минобороны РФ.

Итак, борьба с коррупцией в сфере гособоронзаказа строится, похоже, по советсткому принципу – мол, кадры решают все. В окружение главы Минобороны считают, что честные налоговики встречаются чаще, чем чуждые коррупции представители военных ведомств. Спорная логика, если учесть, что согласно заявлениям того же С.Иванова коррупция является следствием неотлаженной тендерной системы.

Ранее на этой неделе С. Иванов признавал, что предприятия военно-промышленного комплекса не справляются с размещением гособоронзаказа, сложности возникают, главным образом, с долгосрочными контрактами, так как компании завышают стоимость своих услуг, предполагая, что цены на сырье, материалы и комплектующие будут в ближайшее время расти.

Стоит также отметить, что преференции оборонщикам в кризисный 2009 год не пошли на пользу дела. Весной прошлого года Счетная палата РФ выявила и обнародовала факты неэффективной деятельности министерства обороны России в рамках Государственного оборонного заказа. По данным СП, гособоронзаказ на 2009 год по линии Минобороны выполнен только наполовину.

"Проведенная Счетной палатой оценка выполнения гособоронзаказа на основе сопоставления номенклатуры и объема выполненных работ с соответствующими показателями гособоронзаказа показала, что государственный оборонный заказ на 2009 год Минобороны России по количеству заданий /номенклатуре НИОКР/ был выполнен на 41,9 проц, а по объему работ - на 64,9 проц", - отмечалось в справке Счетной палаты, распространенной в мае 2010 года на парламентских слушаниях по проблеме ОПК. Согласно документу, "наиболее низкими показателями характеризовалось выполнение ГОЗ /гособоронзаказа/ по фундаментальным, прогнозным и поисковым исследованиям в интересах обороны и безопасности страны". "Соответствующие показатели составили только 14,3 проц и 48,3 проц", - подсчитала СП. По ее данным, "установлены многочисленные случаи авансирования Минобороны головных исполнителей в размерах, значительно превышающих установленные пределы /вплоть до 100 проц от годового объема финансирования/".

"При этом такое финансирование не сопровождалось какими-либо преференциями, например, в виде сокращения срока выполнения работ, снижением контрактной стоимости", - говорится в справке Счетной палаты.

В ней отмечается, что в Минобороны России выявлены факты, когда законченные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не реализуются. В частности, до сих пор не реализованы результаты НИР по анализу возможностей информационных технологий и созданию электронной эксплуатационной документации на их основе, а также НИР по исследованию обоснования перспективных направлений развития технологий и средств военной робототехники и моделированию боевых действий с участием роботизированных комплексов.

Работы завершены в 2007 и 2008 годах. "Только по этим двум работам расходы федерального бюджета без достижения требуемого результата составили 21,7 млн рублей", - говорится в справке Счетной палаты. Кроме того, по информации Счетной палаты, были установлены многочисленные факты неэффективной деятельности Минобороны по распоряжению продукцией, принятой и оплаченной в рамках гособоронзаказа. "Принятые и оплаченные в 2007-2008 годах самоходные огневые установки, радиолокаторы и другие составные элементы ЗРК "Бук-М2", зенитные управляемые ракеты, пускозаряжающие установки ЗРС С-300 стоимостью более 3,6 млрд рублей в среднем более полутора лет безвозмездно находились на ответственном хранении на предприятиях-изготовителях".

За 1991–2008 годы экспорт оружия принес России до 100 млрд долларов. Внутренний гособоронзаказ, который стал резко расти в начале 2000-х годов на базе нефтяного благополучия, принес отечественному ОПК не меньше, но распределение этих денег для россиян совершенно непрозрачно, подсчитал в свое время военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

"Специалисты еще могут найти след больших китайских и индийских контрактов в отчетности некоторых акционированных и потому более открытых корпораций, но миллиарды гособоронзаказа уходят в бюрократическое, коррумпированное болото практически без следа. В войска новая техника по-прежнему поступает в единичных экземплярах: десяток-другой танков в год, несколько вертолетов, пара самолетов. Эффективно использовать единичные образцы невозможно. Единственная крупная поставка новой техники за 1996–2008 годы – это те самые "алжирские" истребители МиГ-29СМТ, которые появились в войсках в результате неблагоприятного стечения обстоятельств", - отмечает он. Эксперт, впрочем, напоминает, что "один раз завеса секретности приоткрылась. В конце 2001 года глава Счетной палаты Сергей Степашин обнародовал результаты проведенного его ведомством анализа торговли оружием в 2000 году. Выяснилось, что при общем объеме экспорта 3,7 млрд долларов госбюджет получил напрямую лишь примерно 7 тыс. долларов /226 тыс рублей/ дохода. Первый заместитель председателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами Александр Денисов постарался опровергнуть Степашина, заявив, что, по примерной оценке Минфина, в бюджеты всех уровней попадает от торговли оружием 70 млн долларов в год. В любом случае – 70 млн или 7 тыс долларов – доход государства от экспортной выручки удручающе мал".

"Происходит это потому, что система торговли оружием построена так, что предприятия-экспортеры не платят экспортных пошлин и НДС – в отличие от экспортеров нефти, которые все 2000-е годы наполняли бюджет. Менеджеры предприятий, производящих вооружение, "делятся" с чиновниками, с посредниками и с заказчиками гособоронзаказа. Зато себестоимость показывают такую, какую захотят, что помогает минимизировать налог на прибыль. При этом фактически значительную часть "нового" оружия на экспорт и по гособоронзаказу полностью или частично собирают из запасов советских комплектующих, то есть такое его "изготовление" почти ничего не стоит.

В сентябре 2009 года в Волгограде местное ФСБ задержало по подозрению в мошенничестве заместителя генерального директора ФГУП "Баррикады" Юрия Горбаткова и двух начальников цехов. Следователи утверждали, что в 2008–2009 годах обвиняемый заключал фиктивные договоры с компаниями-однодневками на поставку комплектующих к шасси мобильных ракетных комплексов "Тополь М". При этом реальных поставок комплектующих не было – их брали из заводских запасов, а перечисленные на счет однодневок денежные средства были обналичены и похищены. Типичная для сегодняшнего российского ОПК махинация. Необычно то, что она была вскрыта. Похоже, при проведении схемы кто-то остался недоволен своей долей, и последовал донос", - иронизирует П. Фельгенгауэр.

При этом эксперты полагают, что в свете последних "пристрастных" заявлений Д.Медведева о нарушениях в сфере гособоронзаказа могут последовать и громкие отставки.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала