Тема запрета на передачу информации о внутренних платежах за пределы России сейчас обсуждается с обеими международными платежными системами, сообщил своем блоге в Twitter помощник президента РФ Аркадий Дворкович. Российское законодательство не будет содержать норм, которые ограничат возможность использования карт международных платежных систем Visa и MasterCard, также отметил А.Дворкович.
Что еще изменилось в документе ко второму чтению? Предлагается сохранить заложенную действующим Гражданским кодексом систему регулирования безналичных расходов и минимизировать в данном регулировании нормотворчество Центрального банка РФ. Одной из важнейших новелл глава финансового комитета Владислав Резник считает прямое указание на недопустимость применения Банком России санкций за требования рекомендательного характера.
Ко второму чтению уточнено понятие электронных денег и перевода электронных денег. В законопроекте предлагается закрепить, что перевод электронных денег – это новая форма безналичных расходов, осуществляемая исключительно кредитными организациями по поручениям своих клиентов с использованием "электронных средств платежа" /ЭСП/. При этом электронные деньги предлагается определить как денежные средства, внесенные клиентами в кредитные организации и учитываемые без открытия банковских счетов. В случае принятия законопроекта в данном редакции, Банк России, по словам депутата, будет выдавать новый вид "облегченных" лицензий для указанных целей. В законопроекте предполагается отрегулировать вопросы использования ЭСП, под которыми понимаются различные способы удаленного управления денежными средствами, находящимися в кредитных организациях. В этих целях прописываются основные права и обязанности участников данных отношений, которые до этого отсутствовали в российском законодательстве.
Законопроектом создаются условия для использования мобильного телефона в качестве устройства для осуществления различных платежей.
Одновременно предлагается провести работу по совершенствованию деятельности банковских платежных агентов. Для этого в законопроекте выделяется отдельная статья, в которой детально описывается порядок привлечения кредитными организациями данной категории агентов, например, уточняются требования к использованию специальных банковских счетов, определяется исчерпывающий перечень производимых по ним операциям.
Ко второму чтению предлагается более детально прописать функции участников платежной системы и их деятельность. В платежной системе обязательно должны быть: оператор, который разрабатывает правила платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры /операционный, платежный клиринговый и расчетный центры/ и как минимум три участника платежной системы /кредитных организаций/. Также уточнен порядок подачи заявлений в Банк России для регистрации платежной системы, требования ЦБ РФ к оператору и правилам платежной системы, уточнен порядок взаимодействия операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы.
Ряд вопросов пока еще не решен, в частности, это касается лимитов по ЭСП, остаткам денежных средств, способов вывода денег из не персонифицированной ЭСП, количества операторов подвижной связи, подпадающих под регулирование ст. 13 /мобильные платежи/.
В экспертном сообществе, оценивая законопроект, единогласно указывают на его необходимость, но при этом отмечают, что он "сыроват" и требует более тщательной проработки. Журналистам представили исследование "Последствия регулирования Национальной платежной системы /НПС/ РФ", разработанное экспертами Института современного развития, Центра стратегических разработок и консорциума экспертных организаций. Главным выводом является тот факт, что представленный проект является в значительной степени односторонним документом, затрагивающим узкий круг направлений регулирования.
"Большинство положений проекта носят технический характер и не относятся к идеологическим и концептуальным аспектам регулирования национальной платежной системы, - отмечают исследователи. - Проект Федерального закона не создает никаких стимулов для распространения безналичных платежных средств и розничных платежей с использованием электронных носителей в РФ. Таким образом, принятие законопроекта в представленной редакции не окажет существенного влияния на развитие платежной системы, не повысит стабильность и надежность НПС, создаст дополнительные ограничения для ведения добросовестной конкурентной борьбы между участниками рынка".
Эксперты попытались сравнить российские принципы регулирования с зарубежными аналогами и обратили свой взор на страны Евросоюза, США, Великобритании и Южной Кореи. Сопоставление опыта позволило экспертам сформулировать рекомендации для российских законодателей. Ради повышения прозрачности сферы, нужно установить правила адекватного информирования пользователей об условиях оказания услуг. Кроме того, следует установить принцип распределения бремени оплаты платежных услуг, когда каждый из участников процесса оплачивает комиссии своего провайдера. Внесенные на платежный счет наличные деньги должны быть доступны немедленно по получении их провайдером услуги, настаивают эксперты. В законопроекте следует установить норму "гарантии возврата денег" в случае "потери денег" при оказании платежной услуги. При этом гарантию возврата денег можно ограничить суммой в 15 тыс. рублей.
С целью повышения безопасности расчетов в рамках НПС необходимо создать межбанковскую базу данных с реестром лиц, чьи авторизации на использование платежных карт были отозваны, указывают авторы исследования. Кроме того, запрет на трансграничную передачу данных не является хорошей идеей. Как подчеркивают эксперты, международная практика не дает примеров однозначно позитивных результатов реализации такой концепции.
"Основным негативным последствием реализации такой концепции станет экономический изоляционизм и сложности в интеграции России как в глобальные институты, так и в региональные, - отмечают эксперты. - С экономической точки зрения, последствия включают значительную финансовую нагрузку на участников рынка платежей и отвлечение ресурсов от инвестирование в модернизацию имеющихся платежных систем". Негативные последствия для потребителей включают в себя ограничение конкуренции и сужение выбора, рост стоимости безналичных платежей, снижение безопасности платежей и рост мошенничества и общее снижение качества обслуживания, указывается в исследование Внесение в закон положений, в том или ином виде реализующих концепцию внутреннего процессинга, станет препятствием для достижения заявленных целей по развитию российской системы безналичных платежей, отмечают эксперты.