В связи с участившимися случаями излома литых деталей тележек грузовых вагонов и отсутствием лицензирования в этой сфере ОАО "РЖД" на основании Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" предлагает рассмотреть вопрос о введении саморегулирования деятельности предприятий по производству литых деталей железнодорожного подвижного состава.
Предположительно, это позволит запустить механизм взаимной ответственности субъектов бизнеса, которые вправе сами установить стандарты и правила деятельности и осуществлять контроль за соблюдением принятых стандартов и правил, что обеспечит безопасность движения за счет повышения их заинтересованности в качестве предлагаемой продукции и услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по поставкам и производству литья для грузовых вагонов не подлежит лицензированию. Лицензированию подлежит лишь деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в составе работ по получению расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов. Однако при лицензировании указанного вида деятельности оценивается соблюдение требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, что не имеет отношения к качеству литых деталей грузовых вагонов.
Непосредственное отношение к качеству поставок литых деталей для грузовых вагонов имело бы лицензирование деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте. Это могло бы заинтересовать ремонтные предприятия, отвечающие за результаты ремонта собственной лицензией /правом на основную деятельность/ в проведении контроля за качеством поставляемого литья. Однако указанный вид деятельности был отменен одним из первых в связи с выходом Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, согласно которому лицензирование прекращено с 1 января 2006 г., при этом замещающих методов государственного регулирования введено не было.
***
Напомним, что начало 2011 года стало беспрецедентным по количеству изломов литых деталей грузовых вагонов на сети железных дорог ОАО "РЖД" — допущено уже 13 случаев, в том числе 12 боковых рам и 1 надрессорной балки. В 10 случаях это привело к сходу подвижного состава, в двух — к крушению поезда, и только в одном обошлось без схода вагона.
Наиболее частая причина отказов рам и балок в эксплуатации — образование и развитие усталостных трещин в местах расположения литейных дефектов.
Литые несущие элементы тележек грузовых вагонов — рамы боковые и балки надрессорные — являются особо ответственными деталями грузовых вагонов. В процессе эксплуатации они воспринимают статические и динамические вертикальные нагрузки /от веса вагона и груза, от ударов при прохождении вагоном неровностей пути/, продольные нагрузки /усилия тяги при равномерном движении состава, усилия при соударении вагонов/, а также испытывают воздействие крутящего момента при вписывании вагонов в кривые. При этом основная часть динамических вертикальных нагрузок носит циклический характер, и усталостная прочность боковых рам /способность длительно противостоять воздействию циклических нагружений/ является основной характеристикой их эксплуатационной надежности, то есть напрямую влияет на безопасность движения.