Документ устанавливает линию разграничения морских пространств Баренцева моря и Северного Ледовитого океана в районе площадью в 175 тысяч квадратных километров и определяет условия сотрудничества России и Норвегии в области рыболовства и освоения месторождений углеводородов. Кроме того, им предусмотрена "уступка Норвегией России "специального района" площадью около 3,4 тысяч квадратных километров, на который будет распространен режим исключительной экономической зоны РФ", обратили внимание в профильном комитете СФ по международным делам.
Ратификация договора позволит завершить продолжавшийся с 1970-х годов процесс делимитации спорного морского района, будет способствовать укреплению российско-норвежских отношений и созданию благоприятных условий для расширения взаимовыгодного сотрудничества, что отвечает интересам России, подчеркнули в комитете.
Вместе с тем в заключениях комитета СФ по делам Севера и комиссии СФ по морской политике, являющихся соисполнителями по изучению данного документа, указано на ряд озабоченностей, которые выражают в рыболовном сообществе страны в связи с ратификацией данного договора. В частности, некоторые эксперты опасаются, что соглашение "размывает международно-правовой статус Шпицбергена, закрепленный в договоре 1920 года, что может привести к фактическому дезавуированию позиции России о непризнании установленной Норвегией в одностороннем порядке 200-мильной рыбоохранной зоны вокруг этого архипелага". Соответственно, существуют предположения, что это "может нанести ущерб правовому статусу полярных владений РФ, установленному в 1926 году, и создать условия для вытеснения отечественного рыболовства из западных районов Баренцева моря и из района Шпицбергена". В этой связи на заседании было особо подчеркнуто, что данный документ "не затрагивает интересов 20-го года о Шпицбергене".
Ранее эту позицию подчеркивал и МИД РФ. "Договор не нанесет ущерба России относительно Шпицбергена", - заявил замглавы МИД РФ Владимир Титов, представляя 25 марта договор в Госдуме. В частности, пояснял он, в одной из статей договора о разграничении морских пространств в Баренцевом море "говорится, что он не наносит ущерба правам и обязанностям по другим международным договорам".