Идея убрать чиновников из крупных компаний уже не первый год занимает главу российского государства.
В ходе предвыборной кампании в феврале 2008 года Д.Медведев выдвинул идею полностью убрать чиновников из советов директоров госкомпаний. Как тогда объяснил Д.Медведев, на смену чиновникам "должны прийти по-настоящему независимые директоры, нанимаемые государством для реализации своих интересов".
В среду глава государства потребовал исключить практику, когда "профильные руководители правительства, а именно те, кто отвечают за правила регулирования в конкретных отраслях, занимают места в советах директоров компаний, работающих в условиях конкуренции". По словам Д.Медведева, он сам, работая в правительстве, "долго сидел в "Газпроме", возглавляя совет директоров. "В определенный период это имело смысл, когда нужно было собрать компании", - сказал президент. Однако сейчас, по его оценке, "это может превратиться в обратную ситуацию".
Вывод чиновников за рамки органов управления госкомпаний должен завершиться к июлю 2011 г, заявил глава государства. Он также предложил создать особый режим рассмотрения жалоб на коррупцию и расширить права миноритарных акционеров.
Список кандидатов на посты в советах директоров крупных госкомпаний, которые пока занимают члены правительства, пока не определен, их замена будет произведена в июне, уточнил, в свою очередь, помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
По его словам, поручение президента о замене вице-премьеров и министров в советах директоров будет выполнено "в срок собраний акционеров". "Они все назначены на июнь", - уточнил А.Дворкович. При этом он добавил, что "по кандидатам пока разговора не было".
При этом А.Дворкович все же счел нужным добавить, что министр транспорта России Игорь Левитин, возглавляющий наблюдательный совет "Аэрофлота", к лету должен уйти со своего поста, - как и ряд других членов правительства, входящих в советы директоров госкорпораций, подтвердил А.Дворкович. Он уточнил, что речь идет также о "Роснефти", Россельхозбанке и банке ВТБ, в наблюдательные советы которых входят, соответственно, вице-премьер Игорь Сечин, первый вице-премьер Виктор Зубков и министр финансов Алексей Кудрин.
Стоит отметить, что в январе правительство РФ предложило кандидатуры И.Левитина, В.Зубкова, А.Сечина и А.Кудрина для переизбрания в советы директоров.
"Советом директоров не должен руководить человек, принимающий участие или координирующий работу в той отрасли, в которой работает конкретная компания", - подчеркнул А.Дворкович. Он отметил, "что речь идет, прежде всего, о компаниях, которые работают в конкурентном секторе". По его словам, с другой стороны, например, "Федеральная сетевая компания /ФСК, председателем совета директоров является министр энергетики Сергей Шматко – прим ред/ не работает в конкурентной среде и такая замена не является необходимой".
А.Дворкович уточнил, что "замена /представителей правительства/ будет производиться на независимых директоров". "Будет ли этот человек становиться председателем совета директоров или кто-то другой - предстоит решать в каждом конкретном случае", - сообщил помощник президента.
Примечательно, что месяц назад правительство ужесточило требования к независимым директорам, делегируемым в советы директоров госкомпаний. Независимый директор от государства не должен быть чиновником или служащим Центробанка, а также сотрудником самой компании или ее крупного контрагента. Исключается любая его аффилированность с компанией или ее "дочками". Также независимый директор от государства не сможет рассчитывать на участие в опционной программе и одновременно входить в советы директоров более чем трех госкомпаний в качестве независимого участника. Еще одно ограничение касается сроков работы независимого директора в совете директоров - не более 5 лет.
Институт независимых представителей государства в советах директоров госкомпаний был предусмотрен еще административной реформой 2004 г, но активно пользоваться им власти начали три года назад. В отличие от других госпредставителей, которые голосуют строго по директиве, независимые могут не учитывать мнения выдвинувшего его акционера.
Целью реформы было повышение управляемости госимуществом. По данным Минэкономразвития, независимые директора работают лучше чиновников. В 2010 г в госкомпаниях на одного независимого директора из числа бизнесменов или экспертов приходилось двое чиновников.
Сейчас под новое ограничение подпадают лишь двое независимых представителей государства. Это глава РСПП Александр Шохин, который участвует в советах директоров трех частных /ТНК-ВР, "ЛУКОЙЛ" и ТМК/ и одной государственной /РЖД/ компаний. Бывший замглавы Минэкономразвития и управляющий "Тройки Диалог" Андрей Шаронов входит в советы госкомпаний РЖД, аэропорта "Шереметьево" и "Росагролизинга", а также частного "Мостотреста". Но в декабре 2010 г он стал вице-мэром Москвы по экономическим вопросам.
Независимый директор от государства в совете директоров аэропорта "Шереметьево" – владелец группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров – также входит в советы директоров еще трех компаний /СК "Согласие", "Полюс Золото" и банк МФК/. Но на него новое ограничение не распространяется, так как во всех этих компаниях М.Прохоров - совладелец и, соответственно, независимым директором не является.
Между тем, А.Шохин не исключает возможности своего выхода из советов директоров ряда компаний, причем он не уточняет причин данных предположений.
При этом А.Шохин считает, что надо ограничивать участие в совете директоров компаний не в директивном, а в рекомендательном порядке, как это предусмотрено в западной практике. Как правило, речь идет о пяти компаниях, добавил он.
В целом эксперты одобряют ужесточение правил. "Странно, что эти требования не были введены сразу: это же очевидно, что "независимый представитель" не может быть аффилирован с компанией или быть госчиновником", - считает депутат Госдумы Елена Панина. Своевременная мера, тем более что государство собирается ограничить свое присутствие в экономике, согласен заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников.
Директор по корпоративным финансам аудиторско-консультационной фирмы "Грант Торнтон" Андрей Сорочан. Он также считает, что во избежание конфликта интересов независимый представитель не должен быть сотрудником госкомпании, ее крупного контрагента или ее аудиторской фирмы минимум в течение трех-пяти лет перед своим избранием в совет директоров. "Важны не только ограничения и требования к независимым директорам, но и их вес в компании", - объясняет он.
Новое постановление правительства – это попытка решить проблему "конфликта интересов". Но задача повышения эффективности управления госкомпаниями этим не решается, полагает экономист Константин Сонин.
Стоило бы еще обязать независимых директоров раскрывать информацию о родственниках, месте их работы, добавляет партнер Goltsblat BLP Анна-Стефания Чепик.
Но вопрос с материальным стимулированием независимых членов совета директоров дискуссионный, считает глава департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит" Эдуард Кучеров. "Разумеется, для некоторых директоров, особенно и без того имеющих высокий уровень достатка, сам факт наделения их полномочиями уже оценка заслуг. Но для многих профессионалов оплата их труда является естественным результатом тех усилий, которые они тратят на развитие компаний, особенно если система оплаты учитывает их успешный вклад в развитие компании", - объясняет эксперт.
Иллюстрацией к последнему замечанию эксперта следующий факт: осенью 2004 г газете "Ведомости" стало известно о том, что каждому из членов совета директоров РАО "ЕЭС России", включая самого Анатолия Чубайса, назначена премия в размере 1 млн долл.
Формула, по которой начисляется награда, описана в одном из внутренних документов. За каждое очное заседание совета его участникам положено по 400 долл, за каждое заочное – 200 долл. Плюс им причитается по 0,05 проц от чистой прибыли компании за год и 0,05 проц от годового прироста ее капитализации.
В последний момент с перечислением огромных вознаграждений возникли сложности. "Кремлевская администрация посчитала кощунством платить такие деньги за работу в РАО, когда, условно говоря, народ голодает", – рассказывал тогда один из бывших членов совета директоров и добавил, что денег до сих пор не получил. Другой директор объяснил, что, когда формулу расчета утверждали 2-3 года назад, никто не предполагал, что капитализация может так вырасти за один год.
По мнению партнера компании "Росэксперт" Игоря Шехтермана, 1 млн долларов в год – необычно высокое вознаграждение для члена совета, но для компании уровня РАО "ЕЭС" - это адекватные деньги. "Оклад" в 1 млн долл директорам в свое время предлагал "ЮКОС", приглашая в совет нефтяников с мировым именем. А тот же Новолипецкий металлургический комбинат /хозяин которого Владимир Лисин является самым богатым бизнесменом России по версии Forbes/ не считал зазорным платить своим директорам по 1 тыс долл за заседание плюс премию по итогам года в размере не больше 50 тыс долл.
Миноритарные акционеры РАО в свое время возмущались завышенными премиями членов совета директоров компании. "Не совсем справедливо привязывать сумму бонуса к росту капитализации, ведь это не исключительно заслуга совета, – говорил несколько лет назад Александр Бранис из Prosperity Capital Management Александр Бранис, член совета директоров РАО "ЕЭС" в 2002-2003 гг, считавшийся неформальным лидером миноритарной оппозиции в РАО в ходе рассмотрения альтернативных сценариев реформы электроэнергетики.