" /рис. 1/.
Рис. 1. Спотовые цены на железную руду в Китае за последние две недели восстановились на 7%
Столь же повышенная активность наблюдалась и на рынке форвардных свопов с поставкой во II кв. 2011 г. Между тем начиная с сегодняшнего дня квартальные контрактные цены на железную руду повышаются на 20-25% примерно до $170/т /FOB Австралия/, что приведет их в соответствие со спотовыми котировками – впервые за последние шесть месяцев /рис. 2/.
Рис. 2. Спотовые цены пришли в соответствие с контрактными впервые за шесть месяцев
Мы считаем, что основным фактором роста цен стало пополнение складских запасов в Китае. Так, согласно последним отчетам, перенаправленные в Китай партии руды, предназначенные для Японии, оказались весьма востребованными, т.к. сталелитейные заводы, которые воздерживались от закупок во время ценового скачка в январе-феврале, вернулись на рынок в качестве крупных покупателей. Кроме того, росту цен способствовало вчерашнее объявление индийского железнодорожного оператора о 7%-м повышении тарифов на перевозки с 1 апреля /якобы надбавка за пиковую загруженность, хотя повышение распространяется на весь год, за исключением сезона дождей в июле-сентябре/. Нынешнее повышение добавилось к 50%-му росту фрахтовых ставок в начале года, а также четырехкратному увеличению экспортных пошлин /на железорудную мелочь/ с 5% до 20%, которое предусмотрено в законе о бюджете страны на следующий финансовый год /начинается в апреле/, внесенном в парламент в прошлом месяце. На следующей неделе Верховный суд Индии должен решить, снимать или нет запрет на экспорт руды из штата Карнатака – это, вероятно, даст более четкое представление относительно возможности восстановления объемов индийского экспорта в этом году. Не исключено, что экспорт будет и дальше сокращаться, тем самым поддерживая острый дефицит предложения железной руды на спотовом рынке.
Индийский экспорт в феврале сократился на 18.6% год к году до 10.14 млн т /рис. 3/, что соответствует падению экспорта за одиннадцать месяцев с апреля 2010 г. по февраль 2011 г. /18%/. В результате за год мировой рынок железной руды, перевозимой морем, недосчитался примерно 20 млн т.
Рис. 3. Индийский экспорт железной руды за последние 11 месяцев сократился на 18%
Более того, если будут одобрены предлагаемые запреты на экспорт руды из штатов Орисса и Чхаттисгарх, то индийские поставки могут упасть на целых 80-90 млн т в год. Между тем, хотя запасы руды в портах Китая в этом году выросли примерно на 7-8% /6-7 млн т; рис. 4/, обеспеченность запасами по-прежнему ниже 30 дней потребления, что, в свою очередь, способствует сохранению дефицита предложения на спотовом рынке.
Рис. 4. Обеспеченность запасами железной руды в китайских портах ниже 30 дней потребления
Еще большее беспокойство у сталелитейщиков вызывают неудовлетворительные темпы реализации новых проектов по добыче руды в течение последних двух-трех лет, причем в 2011-2012 гг. на сколько-нибудь значительный прогресс здесь рассчитывать не приходится. На недавней отраслевой конференции в Австралии представитель BHP Billiton сообщил, что из 506 млн т новых добывающих мощностей, которые планировалось сдать в эксплуатацию в 2008-2010 гг., на деле было запущено лишь 234 млн т, что предполагает довольно низкую успешность реализации проектов /всего 46%/, правда, это отчасти обусловленную глобальным финансовым кризисом. В любом случае объем нового предложения едва соответствовал увеличению китайского импорта за тот же период.
По оценкам Rio Tinto, из 550 млн т новых мощностей, запланированных к вводу в 2010-2012 гг., в действительности может быть запущено менее 100 млн т, или всего 20% от плана. За этот период китайский импорт, по нашим оценкам, возрастет как минимум на 150 млн т, что может привести к острейшему дефициту руды на рынке, а продолжающееся падение экспорта из Индии только усугубляет ситуацию. Как следствие, мы ожидаем сохранения исключительного дефицита предложения железной руды в течение 2011-2012 гг. с продолжительным периодом /почти/ рекордных цен".