"Достаточно сказать, что в 2010 году выпущено всего семь гражданских самолетов - это очень унылая цифра", - отметил Д.Медведев сегодня на заседании Совета безопасности РФ по проблемам авиационной деятельности. По данным президента, "по сравнению с 2000 годом количество гражданских аэродромов сократилось почти на 40 проц, дело не только в сокращении количества, а в необходимом качестве, поскольку инфраструктура многих действующих аэродромов уже не отвечает требованиям к организации полетов, и нам придется их реконструировать, несмотря на то, что это очень затратная программа".
Глава государства привел данные о старении гражданских самолетов: "Сейчас средний возраст магистральных пассажирских самолетов составляет 17 лет, а региональных - доходит до 30 лет, это очень старые самолеты".
Для обновления авиапарка "надо прежде всего сбалансировать интересы производителей и потребителей авиатехники", - полагает президент. "Нашим авиакомпаниям должно быть выгодно закупать отечественные машины, но не любые; авиапром должен реально конкурировать с зарубежными компаниями по соотношению цена/качество продукции", - сказал Д.Медведев. Он поставил задачу: "Российские самолеты не должны проигрывать иностранным по основным характеристикам: ни по уровню шума двигателя, ни по расходу топлива, ни по дальности полета, не говоря уже об интеллектуальной начинке самолета, его электроники".
"Надо добиваться повышения качества нашей авиационной продукции, создавать передовые перспективные модели и делать их серийными, прежде всего за счет модернизации, инновационного развития авиастроительной отрасли, за счет стимулирования собственных конструкторских разработок и более тесной кооперации не только с традиционными, но и с новыми партнерами", - потребовал глава государства. Он добавил, что в России "есть всемирно признанные очень известные конструкторские школы и богатый производственный опыт". "Все это нужно использовать эффективнее, в контексте современной жизни; все, что делается, должно быть "в цифре", а к этому не все КБ готовы", - подчеркнул Д.Медведев. Он предупредил, что "государственная поддержка возможна, но только на определенном этапе, дальше должны меняться сами компании, меняя линейку самолетов".
Президент назвал авиационную деятельность одним из приоритетов модернизации экономики. "В последние годы спрос на авиаперевозки стабильно растет - за 2000-2010 годы пассажирооборот увеличился, в среднем, на 10 проц - это большая цифра, а объем грузоперевозок удвоился", - привел данные статистики Д.Медведев. Он также сослался на мнение экспертов, которые считаю, что в ближайшие годы подобные тенденции сохранятся.
"В период международного финансового кризиса мы приняли меры по господдержке авиастроительной отрасли, что позволило предприятиям реализовать намеченные планы", - напомнил глава государства. Он уточнил, что имеет в виду самолет Sukhoi SuperJet-100, начавшиеся поставки Ан-148, истребителей и вертолетов нового поколения Су-30, Су-35 и Ми-28Н, создание перспективного комплекса фронтовой авиации, среднемагистральный самолет МС-21.
Критику президента вызвало и качество новых отечественных самолетов. "К сожалению, даже новые самолеты имеют проблемы, и в этом я убедился на личном опыте", - заявил глава государства.
Как сообщил ИТАР-ТАСС представитель кремлевской администрации, эти слова, вероятно, относились к случаю, когда проблемы в полете возникли у лайнера главы государства. В частности, у самолета Ту-214, предназначенного для поездок президента РФ, возникла неисправность в стойке шасси.
"Во время полета президента у самолета возникли проблемы со стойкой шасси; до этого на нем летали несколько раз", - сказал собеседник агентства. Он подтвердил, что речь идет о "новом прекрасном самолете стоимостью порядка 50 млн долларов".
"Его эксплуатация сейчас невозможна, его заново перебирают на заводе, чтобы понять, что происходит", - сказал источник. Он добавил, что для нужд президента пришлось купить зарубежный Falcon, потому что "скоро не на чем будет летать президенту великой страны".